• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Барышникова Анна Евгеньевна


Морозов Олег Владимирович


Стаф Владислав Сергеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Слушатели этого курса познакомятся с главными представителями и подходами современной исторической науки. Тематика курса включает в себя несколько главных субдисциплин и направлений исторической науки: макро- и микроисторию, социальную, культурную, гендерную историю, мнемонические исследования. Прослушав этот курс, студенты увидят, что современная история гораздо интереснее и разнообразнее школьной программы и что современные историки могут изучать практически любые вопросы, пользуясь для этого методологией других наук. Итоговая оценка складывается из оценки за работу на семинарах, оценки за эссе и оценки за экзамен. Студенты, получившие 7.5 за семинары и эссе, от экзамена освобождаются. Дополнительно студентам предлагается возможность освоить онлайн-курс по российской истории (за подключение студентов к этому курсу отвечает учебный офис ОП "Психология"), однако оценка за него не влияет на итоговую оценку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные подходы современной исторической науки, применяемые при анализе различных видов источников разных эпох.
  • Знать спорные вопросы мировой и российской истории, обсуждаемых в научной литературе в течение последней четверти века.
  • Уметь строить собственные утверждения и подкреплять их доводами и фактами из источников и научной литературы.
  • Уметь задавать исследовательские вопросы историческим источникам и искать на них ответы.
  • Знать основную терминологию дисциплин исторической науки, пройденных на лекциях и семинарах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать предмет исторической науки, определение исторического источника, основные виды исторических источников.
  • Знать основных представителей макро- и микроистории и их труды. Понимать идеи, на которых основаны эти направления исторической науки.
  • Знать основоположников и основные векторы развития социальной истории в ХХ в., предмет социальной истории, подходы к изучению частной жизни людей периода Античности и Средних веков.
  • Знать подходы и представителей культурной истории, разновидности культурной истории, этапы ее формирования в ХХ – начале XXI вв.
  • Знать основных представителей гендерной истории, применение категорий "пол" и "гендер" в социальных и гуманитарных науках, основные подходы к изучению истории женщин в разные эпохи.
  • Знать основных представителей, работы и терминологию современных memory studies; представлять, как память о "травматическом прошлом" определяет настоящее и будущее наций и регионов в современном мире.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Историческая наука в XXI веке
    Формы знания о прошлом. Что изучает историческая наука? Дисциплины, направления и предметные поля исторической науки. Виды исторических источников. Историческая наука и публичная история. Историк и современность. Критика исторической науки: феминизм, деколониализм, постмодернизм. Будущее исторической науки в XXI в.
  • Макро- и микроистория
    Что такое макроистория? Подходы макроистории. «Средиземное море и средиземноморский мир» Ф. Броделя. Мир-системный анализ И. Валлерстайна. Возможности и ограничения макроистории в XXI в. Макроистория и «большие» исторические процессы: взлет и упадок империй, бюрократизация, объединение и разделение этносов, формирование наций, возникновение рабовладения, развитие и кризис рыночной экономики. Историческая макросоциология. Макроистория и философия истории в XIX и ХХ вв. Индивидуальное и уникальное в истории. Что такое микроистория? Подходы микроистории. Возможности и ограничения микроистории. Микроистория и архивные документы: Э. Ле Руа Ладюри, К. Гинзбург. Микроистория и источники личного происхождения: Н. Земон Дэвис.
  • Социальная история
    Возникновение и развитие социальной истории в ХХ в. Социальная история и история longue durée. История повседневной жизни (история повседневности) как часть социальной истории. Возможности и ограничения истории повседневности. Источники по истории повседневности. История частной жизни в Античность и Средние века. Метаморфозы повседневной жизни в Новое время. Брак и семья от поздней Античности к Новому времени. Новые подходы к истории и социологии войны в ХХ в. Источники по социальной истории войны: дневники, воспоминания, художественная литература, аудиовизуальные источники. «Окопная правда» о Второй мировой войне. Социальные сюжеты в истории Второй мировой войны: женщины, дети, солдаты, военнопленные, коллаборационисты. Холокост на оккупированных территориях.
  • Культурная история
    Понятие культуры. Способы изучения культуры в исторической науке. Культурная история и позитивизм в XIX в.: Я. Буркхардт и Л. Фон Ранке. Мифы и сказки как материал для культурной истории. Культурный поворот и новая культурная история. Символическая история как часть культурной истории. Человек и животное в культурной истории (Р. Фоссье, М. Пастуро). Категории красоты и уродства в культурной истории (У. Эко). Роль цвета в культуре. Цвет и символическое мышление. Изучение цвета историками: возможности и ограничения. Черный, синий, красный, зеленый и оранжевый цвета. Изменения цветовых гамм в одежде от Средних веков к Новому времени. Методология истории тела: возможности и ограничения. Тело в христианской культуре. Тело и анатомия в Средние века и раннее Новое время. Власть над телом в Средневековье и Новое время. Тело с точки зрения медицины Нового времени. Тело и гигиена. Боль и страдание тела. Увечное и монструозное тело в XIX в. Виды эмоций. Эмоции и история. Источники по истории эмоций. Эмоции в социальной антропологии. История и нейронауки. Современная история эмоций и ее перспективы: Я. Плампер. История эмоций от Средних веков к ХХ в. Эмоции в Первой мировой войне. Контузия и ее исследования в начале ХХ в.
  • Гендерная история
    Гендерные исследования в ХХ в. Пол и гендер как социальные и исторические категории. Источники по гендерной истории. Феминность и маскулинность в истории. Женщины и насилие в истории. Женщины в семье. Женщины в школе. Женщины в университете. Феминистские движения в XIX и XX вв. Новое социальное положение женщины в ХХ в.
  • История и память
    Мнемонические исследования в исторической науке. Коллективная и индивидуальная памяти. Социальные рамки памяти: М. Хальбвакс. Историческая, социальная и культурная памяти. Жертва и свидетель в memory studies. Политика памяти и историческая политика. Роль государства и гражданского общества в политике памяти. Увековечивание жертв тоталитарных режимов во второй половине ХХ в. Свидетельство и молчание. Законы против отрицания Холокоста. Д. Ирвинг против Д. Липштадт. «Преодоление прошлого» и новые подходы к историописанию: категория жертвы в современном историописании. Неосталинизм в современной России. Память о жертвах сталинизма в 1990—2000-е гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Студенты подключаются к экзамену по очереди, согласованной с преподавателем. Для участия в экзамене у студента должен быть компьютер с камерой, микрофоном и поддержкой Zoom. Студент должен поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен в установленное время, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, а также любыми электронными устройствами, кроме компьютера. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается временной промежуток до 10 минут. Долговременным – от 10 минут и дольше. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура сдачи экзамена на первой и второй (с комиссией) пересдачах сохраняется. На пересдаче с комиссией оценки по всем формам текущего контроля обнуляются - оценка за экзамен становится равна оценке за курс.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Assmann, A. (2006). History, memory, and the genre of testimony. Poetics Today, 27(2), 261–273. https://doi.org/10.1215/03335372-2005-003
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • Assmann, A. (2014). Transnational Memories. European Review, (04), 546. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v22y2014i04p546.556.00
  • Boddice, R. (2018). The History of Emotions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D932805D
  • Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
  • Claus, P., & Marriott, J. (2017). History : An Introduction to Theory, Method and Practice (Vol. Second edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1501409
  • Immanuel Wallerstein. (1995). The Modern World-System and Evolution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BE515497
  • Lynch, A., & Broomhall, S. (2020). The Routledge History of Emotions in Europe : 1100-1700. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2142903
  • Marc Bloch. (2013). Introduzione ad “Apologia della storia o Mestiere di storico” / Introduction to “Apologia for History or the Historian’s Craft”. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0DA41D
  • Maynes, M. J., & Gabaccia, D. R. (2013). Gender History Across Epistemologies. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536670
  • Meade, T. A., & Wiesner, M. E. (2004). A Companion to Gender History. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108703
  • Rose, S. O. (2010). What Is Gender History? Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572578
  • Rosenwein, B. H., & Cristiani, R. (2018). What Is the History of Emotions? Malden, MA: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1652082
  • Toulalan, S., & Fisher, K. (2013). The Routledge History of Sex and the Body : 1500 to the Present. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=551551

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assmann, A. (2013). Transformations of the Modern Time Regime. Germany, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5EC084C2
  • Assmann, A., & Schwarz, A. (2013). Memory, migration and guilt. Crossings: Journal of Migration & Culture, 4(1), 51–65. https://doi.org/10.1386/cjmc.4.1.51_1
  • Bjerg, M. (2018). Una genealogía de la historia de las emociones // A Genealogy of the History of Emotions ; A Genealogy of the History of Emotions ; Uma genealogia da história das emoções. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.71B12600
  • Bloch, M., & Sondheimer, J. (2015). French Rural History (Routledge Revivals) : An Essay on Its Basic Characteristics. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958717
  • Bos, B. A. (2011). Historical Memory and the Representation of History: Forging Connections Between National Historic Sites and Gender History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41598545
  • Carlo Ginzburg. (2017). Conjunctive Anomalies: A Reflection on Werewolves. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3CF170EC
  • García, A. M. (2014). Gender History and the History of Women in Higher Education: An Educational Innovation Project. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80DF8F9E
  • Ginzburg, C. (2005). Latitude, slaves, and the Bible : an experiment in microhistory. Critical Inquiry, 31(3), 665–683. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000448341
  • Immanuel Wallerstein. (2015). Land, Space, and People: Constraints of the Capitalist World-Economy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C9F7D12D
  • Liliequist, J. (2012). A History of Emotions, 1200–1800. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=501731
  • Rob Boddice. (2017). The History of Emotions: Past, Present, Future. https://doi.org/10.7440/res62.2017.02
  • Röwekamp, M. R. (2016). Gender History in a Transnational Perspective. Networks, Biographies, Gender Orders [Rezension]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B2FC6C5F
  • Shortt, L., Assmann, A., & Palgrave Connect (Online Service). (2012). Memory and Political Change. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=412033
  • Sjöberg, M. (2016). Gender Meets World History: Family and Political Regency. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrac&AN=edsrac.313652
  • Sławomir Kapralski. (2018). Gender, History, and Roma Identities: From Cultural Determinism to the Long Shadow of the Past. Slovenský Národopis, (4), 467. https://doi.org/10.26363/SN.2018.4.06
  • Strange, C. (2015). A Case for Legal Records in Women’s and Gender History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E608502