• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основные подходы в психологическом консультировании

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Общая психология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  — знать основы общей психологии;  — иметь навыки обращения с научной литературой, в том числе - электронными ресурсами НИУ ВШЭ;  — обладать навыками написания эссе, домашних заданий; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:  всех дисциплин специализации «Психологическое консультирование и исследование личности и семьи».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными теоретическими предпосылками различных направлений в психологическом консультировании
  • Формирования представления о специфике основных направления психологического консультирования и психотерапии
  • Целями освоения дисциплины «Основные подходы в психологическом консультировании» является ознакомление студентов с ключевыми направлениями психологического консультирования и освоение базовых знаний в данной области.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными категориями и понятиями психоанализа, знает основные этапы генеза эго и психических структур, знает специфику методов психоанализа, способен применять знания на практике анализа кейсов.
  • Знать базовые представления о человеке, лежащие в основе различных подходов к психологическому консультированию; цели, ожидаемые результаты работы, техники, применяемые в различных школах; специфику построения контакта с клиентами в психоанализе, транзактном анализе, когнитивно-бихевиоральном подходе, экзистенциальном анализе, семейном системном и клиент-центрированном подходах.
  • Иметь представления о преимуществах и ограничениях различных подходов к психологическому консультированию.
  • Иметь представления о преимуществах и ограничениях различных подходов к психологическому консультированию.
  • Уметь анализировать различные направления психологического консультирования, моделировать возможные подходы к психологической поддержке лиц.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
  • Тема 2. Транзактный анализ
  • Тема 3. Психоанализ
  • Тема 4. Когнитивно-бихевиоральный подход
  • Тема 5. Экзистенциальный анализ
  • Тема 6. Семейный системный подход
  • Тема 7. Клиент-центрированная терапия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятии
    Студент принимает участие в активных формах работы: обсуждение на семинарских занятиях прочитанного и прослушанного материала, ответы студентов на вопросы по материалу, участие в групповых формах работы (групповые дискуссии, упражнения в малых группах, работа по разбору случаев, и т.д.).
  • неблокирующий Домашнее задание "Анализ случая в психоанализе и когнитивно-бихевиоральной терапии"
    Выбрать художественного персонажа (любое художественное произведение) Сформулировать психологическую проблему этого персонажа, с которой он мог бы обратиться к психотерапевту Описать психологическую проблему клиента-персонажа с позиции каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт) Описать возможную стратегию работы с клиентом-персонажем с позиции каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт) Описать возможные техники работы с клиентом-персонажем в рамках каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт) Описать критерии достижения результата работы с позиции каждого из изученных подходов (психоанализ, кбт)
  • неблокирующий Контрольная работа "Человекоцентрированный и экзистенциальный подходы в психотерапии"
    Письменный ответ на открытые вопросы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в лекциях и в ходе семинарских занятий, а также по материалам изученной литературы.
  • неблокирующий Групповой проект “Критический разбор психотерапевтического кейса”
    Задание выполняется в группах 4-6 человек Самостоятельно найти в литературе (научные статьи и психотерапевтические монографии) описание конкретного психотерапевтического кейса и работы психотерапевта с этим кейсом. Подготовить доклад (с презентацией) о выбранном психотерапевтическом кейсе Представить доклад на семинарском занятии (10 мин) Структура доклада: Описание случая и стратегии работы Вклад описанного случая в развитие и/или методологию психотерапевтического подхода, использованного психотерапевтом Критика подхода, использованного психотерапевтом, с позиции других подходов на материале описанного случая
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее задание "Анализ случая в психоанализе и когнитивно-бихевиоральной терапии" + 0.3 * Групповой проект “Критический разбор психотерапевтического кейса” + 0.2 * Работа на занятии + 0.25 * Контрольная работа "Человекоцентрированный и экзистенциальный подходы в психотерапии"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dryden, W. (1996). Developments in Psychotherapy : Historical Perspectives. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292320
  • Stewart, I. (1996). Developing Transactional Analysis Counselling. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309843
  • Введение в системную семейную психотерапию, Варга, А. Я., 2011
  • Клиент - центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение, Роджерс, К. Р., 2002
  • Основы психологического консультирования, Донцов, Д. А., 2013
  • Радюк, О. М. (2014). Когнитивно-бихевиоральная терапия УД-2014-1725р. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6929BAFA
  • Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики, Черников, А. В., 2005
  • Современный экзистенциальный анализ, Лэнгле, А., 2014
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002
  • Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия, Берн, Э., 2001
  • Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861
  • Что движет человеком? : экзистенциально - аналит. теория эмоций, Лэнгле, А., 2009
  • Эмоции и экзистенция, Лэнгле, А., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jarvis, M. A., Padmanabhanunni, A., & Chipps, J. (2019). An Evaluation of a Low-Intensity Cognitive Behavioral Therapy mHealth-Supported Intervention to Reduce Loneliness in Older People. International Journal Of Environmental Research And Public Health, 16(7). https://doi.org/10.3390/ijerph16071305
  • Lister-Ford, C. (2002). Skills in Transactional Analysis Counselling & Psychotherapy. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258426
  • Sugarman, L. (2004). Counselling and the Life Course. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251790
  • Гуманистическая психология: теория и практика : избр. труды по психологии, Роджерс, К. Р., 2013
  • Искусство быстрых изменений : краткосроч. стратег. терапия, Нардонэ, Дж., 2006
  • Прагматика человеческих коммуникаций : изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия, Вацлавик, П., 2000
  • Стратегии семейной терапии : терапия Милтона Эриксона в контексте семейной терапии: пер. с англ., Эриксон, М., 2001
  • Стратегическая семейная терапия : учеб. пособие, Маданес, К., 1999
  • Теория и практика консультирования, Нельсон-Джоунс, Р., 2000
  • Теория и практика семейной психотерапии, Браун, Дж., 2001
  • Фрейд, 3. Психология бессознательного : пособие / З. Фрейд. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 400 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-49807-498-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054593
  • Фрейд, А. Детский психоанализ : хрестоматия / А. Фрейд. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 477 с. — (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-94723-048-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054562