• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практикум: Фокус-группы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на изучение основных методологических и методических принципов организации и проведения фокус-групп. • Ознакомление студентов с основными групповыми качественными социально-психологическими методиками сбора и анализа психологической информации. • Формирование у студентов практических навыков организации и проведения фокус-групп. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы социальной психологии, психологии социальных групп в межгрупповых отношений;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Практикум: фокус-группы» является получение общих представлений о возможностях метода сбора социальной и маркетинговой информации с помощью фокус-групп (далее ФГ) и приобретение знаний и навыков в организации, проведении, анализе собранной информации. В результате освоения дисциплины студент должен: знать:  социальные и социально-психологические процессы и взаимодействия, происходящие в ходе фокус-групп основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования;  социальный контекст фокус-группового маркетингового исследования. уметь:  ставить и понимать задачи, которые могут быть решены с помощью метода фокус-групп;  планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации с помощью метода фокус-групп;  интерпретировать результаты фокус-групп. владеть:  навыками подготовки и проведения фокус-группового исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать социальный контекст фокус-группового маркетингового исследования.
  • Знать социальные и социально-психологические процессы и взаимодействия, происходящие в ходе фокус-групп основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования;
  • уметь ставить и понимать задачи, которые могут быть решены с помощью метода фокус-групп;
  • Уметь планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации с помощью метода фокус-групп;
  • Владеть навыками подготовки и проведения фокус-группового исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Место фокус-групп среди других методов
    Массовый опрос и стандартизованное интервью. Индивидуальные глубинные интервью. Индивидуальные экспертные интервью. Тесты
  • Тема 2. Фокус-группы как сочетание различных методов исследования
    Опросные методы и методы наблюдения. ФГ как единственный комплексный метод
  • Тема 3. Проблематика массового сознания при использовании метода ФГ
    Культура как управляющий контур социума. Нормативно-ценностные механизмы, образцы поведения. Массовое сознание – практический концепт регулятива.
  • Тема 4. Коммуникативная модель фокус-групп как элемента маркетинговых исследований
    Институт производителя. Институт потребителя. Социальная дистанция меж ними. Маркетинг как средство ее преодоления. Маркетинг как коммуникация. Качественные маркетинговые исследования как посредник.
  • Тема 5. Дизайн исследования и темы
    Возможные темы. Определение цели и задач исследования. Оптимальные форматы. Выбор ЦА и способа рекрутмента.
  • Тема 6. Технические условия обеспечение ФГ
    Помещение. Оборудование. Catering
  • Тема 7. Роль логистики, планирование и согласования.
    Логистика, планирование и согласование при проведении ФГ.
  • Тема 8. Рекрутмент как проблема ФГ
    ЦА и ее достижимость. Возможные мотивации респондента. Работа рекрутера. Опасности. Проблема вознаграждения.
  • Тема 9. Документация фокус-групп
    RFP. Предложение. ТЗ и Договор. Topic guide & Interview guide. Наблюдение и ведение записей. Транскрипты. Краткий отчет. Отчет. Презентация.
  • Тема 10. Роли и функции модератора
    Три роли модератора. Три функции модератора. Ложные опасности. Реальные трудности.
  • Тема 11. Групповая динамика
    Вводная часть. Приветствие. Официальные уведомления. Знакомство. Кульминация. Завершение. Контроль.
  • Тема 12. Взаимодействие с клиентом как проблема
    Контакт с клиентом. Client service. Права и обязанности исполнителя. Этика взаимоотношений.
  • Тема 13. Фиксация процесса фокус-групп
    Наблюдение. Записки. Видео трансляция и видеозапись. Аудиозапись. Транскрипты. Verbatims
  • Тема 14. Анализ результатов, кодирование
    Три приема анализа. Кодирование. Особенности краткого отчета. Особенности полного отчета. Уровни обобщения материала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Практические занятия
  • неблокирующий Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Варганова, Г. (2010). Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.97C4BEB5
  • ХОЛЯВИН АРТУР. (2016). Метод Фокус-Группы И Ролевая Игра: Потенциал И Ограничения В Исследовании Социально Чувствительных Проблем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5D43DC3

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Варганова, Г. (2010). Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования. Библиосфера, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13569465