• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поведенческая и когнитивная нейронаука

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Поведенческая и когнитивная нейронаука это та дисциплина, в которой явлениям поведения и познавательным процессам дается объяснение через механизмы работы нервной системы. В данном курсе будет разобрано развитие подобных представлений, изложены различные теоретические подходы (физиология высшей нервной деятельности, теория функциональных систем, классическая и системная психофизиология, в меньшей степени различные подходы в рамках когнитивной науки). Данные подходы будут иллюстрироваться на материале уже знакомых слушателю когнитивных процессов (восприятия и внимания). Также в свете работы нервной системы будут рассмотрены темы, обычно не входящие в более «когнитивные» курсы: моторная система, сон и бодрствование, эмоции и мотивации, управляющие функции и мышление.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Поведенческая и когнитивная нейронаука» являются: дать студентам представление об истории развития наук о мозге в контексте изучения психики и поведения, о мозговой организации основных психических процессов и функций в различных теоретических подходах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты воспроизводят представления о закономерностях организации движения и о мозговой организации управления движением
  • Студенты воспроизводят знания о феноменологии сна, его гипотетических функциях и физиологических проявлениях.
  • Студенты воспроизводят современные представления ( модель Панксеппа и др.) о мозговой организации эмоций).
  • Студенты воспроизводят проблемы, решаемые когнитивной и поведенческой нейронаукой, в контексте ее возникновения и развития; называют этапы развития представлений о связи мозга и психики. Воспроизводят основные положения различных теоретических подходов в когнитивной и поведенческой нейронауке
  • Студенты воспроизводят функции префронтальной коры и лобных долей. Студенты знают нарушения работы управляющих функций. Студенты знают нейрофизиологические концепции принятия решения и планирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о развитии наук о мозге и поведении
    Развитие представлений о локализации психических функций в 18-20 веках. Формирование классической коррелятивной психофизиологии в 20 веке. Представления И.П. Павлова, условный и безусловный рефлексы и их мозговая организация. «Векторная» психофизиология Е.Н. Соколова: «концептуальная рефлекторная дуга». Классическая функциональная система П.К. Анохина и системная психофизиология. Связь психики и мозга в когнитивной психологии: символьный подход, модульный подход (Марр, Фодор), нейросетевой подход (Маклелланд). Полемика о роли нейрофизиологических данных для психологии.
  • Эмоции
    Эмоции и их мозговой субстрат в коррелятивной психофизиологии: концепция "триединого" мозга, роль лимбической системы, межполушарная асимметрия. «Система страха». Сознательное и бессознательное восприятие эмоциогенных стимулов. Система положительного подкрепления. Модель эмоций в «векторной» психофизиологии и системной психофизиологии.
  • Сон и бодрствование
    Феноменология сна. Развитие представлений о сне: теории пассивного и активного сна. Медленный и быстрый сон: проявления, центры, предположительная роль и эффекты депривации. Функции сна.
  • Моторная система
    Нервно-мышечная система: спинной мозг, мотонейроны и мышцы. области коры, вовлеченные в контроль движений. Иерархия управления движениями. Кодирование движений в коре. Подкорковый контроль движения, инициация движений. Формирование новых навыков. Нарушения моторного контроля.
  • Управляющие функции и мышление
    Управляющие функции и когнитивный контроль. Нарушения работы управляющих функций. Целенаправленное поведение, префронтальная кора и рабочая память. Принятие решений. Планирование. Управляющий контроль и эксплицитное мышление. Имплицитное мышление. Специализация полушарий и мышление
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * самостоятельная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психофизиология : Учебник для вузов, Александров, Ю.И., 2007
  • Психофизиология : учебник для вузов, Данилова, Н. Н., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David Poeppel, George R. Mangun, & Michael S. Gazzaniga. (2020). The Cognitive Neurosciences: Vol. 6th ed. The MIT Press.
  • Stanley Finger, & Paul Eling. (2019). Franz Joseph Gall : Naturalist of the Mind, Visionary of the Brain. Oxford University Press.
  • Stanley Finger. (2005). Minds Behind the Brain : A History of the Pioneers and Their Discoveries. Oxford University Press.
  • Мозг, познание, разум. Ч. 1: ., Баарс, Б., 2014
  • Мозг, познание, разум. Ч. 2: ., Баарс, Б., 2014
  • Мозг, познание, разум. Ч.1: ., Баарс, Б., 2016
  • Мозг, познание, разум. Ч.2: ., Баарс, Б., 2016