• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опросные методы в психологических исследованиях

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов с технологией применения метода опроса под разные цели и исследовательский дизайн. Курс включает следующие темы: 1) введение; 2) опрос как метод и методика; 3) опрос как когнитивный процесс; 4) качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования; 5) количественная методология при обработке данных опросного исследования; 6) исследовательская практика по курсу. В ходе освоения курса студенты получают знания о методологии опроса как метода психологического исследования, умения определять познавательные процессы, которые лежат в основе работы респондента с вопросами исследователя, и навыки проведения исследования, основанного на методе опросе. Изучение дисциплины базируется на ранее пройденных курсах по общей психологии, социальной психологии, практикуме по наблюдению и беседе. Курс включает 12 лекционных (24 ак.часа) и 18 семинарских (36 ак.часов) занятий и длится в течение двух модулей. При освоении студентами курса оцениваются следующие элементы контроля: аудиторная работа на семинарских занятиях (0.3 – вес в итоговой оценке), выполнение самостоятельных работ (0.3), тест (0.1) и исследовательский проект (0.3).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов знание о ключевых характеристиках метода опроса в ряду других методов психологического исследования. Дополнить и развить знание студентов о методологических принципах построения психологического исследования.
  • Сформировать у студентов знание о ключевых познавательных феноменах и эффектах, связанных с процессом понимания респондентами вопросов и форматирования ответов.
  • Сформировать у студентов знание об основных этапах конструирования анкеты и оценки ее качества.
  • Развить у студентов навыки по планированию, реализации и оценке опросного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные методологические принципы психологического исследования.
  • Студент знает ключевые характеристики метода опроса в ряду других методов психологического исследования.
  • Студент знает основные этапы конструирования анкеты и оценки ее качества.
  • Студент умеет определить проблему, цель и дизайн исследования, релевантные применению метода опроса.
  • Студент умеет определять ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматирования ответов.
  • Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
  • Студент умеет определять релевантную технологию обработки данных опросного исследования.
  • Студент владеет навыками поиска информации в базах данных, электронных источников литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    В течение лекционного занятия обсуждается место опросных методов в системе методологии психологического исследования. Представляется общая характеристика опросных методов, вехи истории их развития, описывается современное состояние. Приводится общее описание курса, содержание тем и заданий, разъясняется система оценивания и коммуникации в течение курса.
  • Опрос как метод и методика
    Цель и дизайн исследования. В течение лекционного занятия обсуждаются различные цели и дизайны исследований, в рамках которых может быть применен опрос как метод или как методика. На семинарских занятиях обсуждаются примеры исследований по материалам домашнего чтения (журнальных статей) и повторяется ранее изученный материал в практикуме «Наблюдение и беседа», касающийся опроса в социальной психологии. Также студенты разрабатывают свою версию возможной цели и дизайна опросного исследования, либо исследования, включающего технику опроса как элемент.
  • Опрос как когнитивный процесс
    В течение лекционных занятий обсуждаются основные познавательные процессы, которые участвуют и сказываются на понимании респондентами вопросов, обработке информации, определении и корректировке даваемого ответа. На семинарских занятиях обсуждается литература по теме, отрабатывается умение учитывать эти процессы при применении метода опроса в исследовании.
  • Качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования
    Тема посвящена обзору качественной методологии при опросном исследовании, как с точки зрения дизайна исследования, так и с точки зрения техники реализации подобного исследования. Обсуждается организация исследовательского интервью, применение дискурс анализа, обоснованной теории, контент-анализа.
  • Количественная методология при обработке данных опросного исследования
    Тема посвящена обсуждению разнообразия задач, которые можно решать при организации опроса как количественного исследования. Обсуждается взаимосвязь целей, гипотез и дизайна исследования с планированием математической обработки получаемых данных. Также обсуждаются технологии адаптации и валидизации методики при переводе ее на другой язык.
  • Исследовательская практика по курсу
    В ходе курса студенты в мини-командах выполняют исследовательский проект, основанный на опросных методах, то есть определяют цель, дизайн и методику исследования (конструируют методику или модифицируют), собирают данные и представляют результаты исследования. Последние занятия курса заключаются в представлении студентами результатов проектов, обсуждении в ходе учебной «мини-конференции».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Не подлежит пересдаче. Оценка по аудиторной работе складывается из различного рода активностей, которые происходят на семинарских занятиях (обсуждение прочитанной литературы, выполнение заданий на семинарах, представление результатов выполненной работы). В течение каждого семинарского занятия студент набирает баллы (от 0 – отсутствие на занятии, до максимально возможного на этом занятии), которые далее суммируются и трансформируются в 10-ти балльную шкалу при завершении курса.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    В течение курса студенты выполняют 4 письменные самостоятельные работы, различные по своему типу (анализ статьи, подготовка вопросов методики, проведение предварительного опроса респондентов, обсчет данных уже проведенного исследования). Каждая самостоятельная работа оценивается по шкале: 0 – работа не сдана или является плагиатом; 1 – работа очень слабая и не соответствует большинству критериев оценивания; 2 – работа удовлетворительная, содержит существенные недочеты; 3 – работа хорошая, содержит не существенные недочеты, нарушает один из критериев оценивания; 4 – работа отличная, соответствует всем критериям, может включать лишь незначительные недочеты. Оценки за все работы суммируются и переводятся в 10-балльную шкалу при завершении курса.
  • неблокирующий Тест
    Тест направлен на проверку знаний студентами материалов лекционных занятий и домашнего чтения. Тест включает 20 вопросов с заданными вариантами ответов (от 3 до вариантов), где студенту необходимо выбрать правильный вариант. Ответ на каждый вопрос оценивается как верный, либо неверный, процент верных ответов переводится далее в 10-балльную шкалу.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Исследовательский проект выполняется студентами в течение курса и состоит в разработке и реализации исследования по методу опроса. Каждая из самостоятельных работ, а также задания на семинарах являются промежуточными этапами для подготовки исследовательского проекта, либо направлены на развитие умений, необходимых для реализации проекта. Подробное описание задания и критерии оценивания предоставляются студентам в ходе первого семинарского занятия по курсу, датой предоставления отчета по проекту является последнее семинарское занятие курса, которое посвящено представлению и обсуждению проектов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Исследовательский проект + 0.3 * Самостоятельные работы + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Hummel, Mark Whatley, David Monetti, Deborah Briihl, & Katharine Adams. (2009). Using the Sixth Edition of the APA Manual: A Guide for Students. https://doi.org/10.20429/ger.2009.070201
  • Peel, K. L. (2020). A beginner’s guide to applied educational research using thematic analysis. https://doi.org/10.7275/ryr5-k983
  • Saris, W. E., & Gallhofer, I. (2007). Estimation of the effects of measurement characteristics on the quality of survey questions. https://doi.org/10.18148/srm/2007.v1i1.49
  • Кодола Н.В. - Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2011 - 174с. - ISBN: 978–5–7567–0605–5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68818
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118
  • Чернышева Н.С. - Практикум по психологии интервью - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 127с. - ISBN: 978-5-9765-2465-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72736