• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когнитивная нейронаука

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Когнитивная нейронаука это междисциплинарная область знания. Используя методы нейровизуализации, когнитивная нейронаука изучает мозговую организацию познания и процессов общения. Она пытается ответить на вопрос о том, как мозг обеспечивает работу таких психических функций, как память, внимание, восприятие, речь, мышление, эмоции, мотивации, принятие решений, а также влиянии различных контекстов на когнитивные процессы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса “Когнитивная нейронаука” является ознакомление студентов с классическими концепциями и современными представлениями о взаимосвязи активности мозга и высших психических функций, результатами новейших исследований в данной области, а также принципами и методами проведения психофизиологических экспериментов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты могут описать нейрофизиологические основы обучения и памяти
  • Студенты могут описать нейроанатомию и нейрофизиология лобных долей
  • Студенты могут описать роль управляющей системы мозга в процессах внимания, восприятия, рабочей памяти, моторного контроля, принятия решений и усвоения правил
  • Студенты знают современные представления о нейробиологических механизмах принятия решений
  • Студенты могут описать гены и молекулы, связанные с мышлением.
  • Студенты могут обсудить результаты современных исследований нейрофизиологии медитации
  • Студенты понимают и могут описать принципы планирования и проведения экспериментов, связанных с психофизиологической оценкой эмоций
  • Студенты понимают и могут описать принципы проведения эксперимента с использованием электроэнцефалографии
  • Студенты знают основы программирования в средах разработки OpenSesame, PsychoPy, E-Prime.
  • Студенты могут описать современные теории возникновения эмоций и расстройства, связанные с эмоциями.
  • Студенты знают об основных концепциях изучения сознания: исторических предпосылках появления проблемы о соотношении психики и мозга (mind-body problem), функциях сознания, нейробиологических теориях и роли методов нейрокартирования в исследовании нейронных коррелятов сознания (электроэнцефалографии, функциональной магнитно-резонансной томографии)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обучение и память. Мышление и способность решать задачи.
  • Цели, управляющий контроль и действие
  • Современные представления о нейробиологических механизмах принятия решений.
  • Физиология медитации.
  • Эмоции.
  • Проведение когнитивного эксперимента
  • Современный взгляд на проблему сознания
  • Развитие. Гены и молекулы мышления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнаяя работа
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * аудиторная работа + 0.2 * домашнаяя работа + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Consciousness and the brain : deciphering how the brain codes our thoughts, Dehaene, S., 2014
  • Consciousness explained, Dennett, D. C., 1993
  • Tang, Y.-Y., Tang, R., Rothbart, M. K., & Posner, M. I. (2019). Frontal theta activity and white matter plasticity following mindfulness meditation. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.04.004
  • The quest for consciousness : a neurobiological approach, Koch, C., 2004
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
  • Мозг, познание, разум. Ч. 1: ., Баарс, Б., 2014
  • Мозг, познание, разум. Ч. 2: ., Баарс, Б., 2014
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 77 �Comparing the Major Theories of Consciousness. (n.d.).
  • Black, D. S., & Slavich, G. M. (2016). Mindfulness meditation and the immune system: a systematic review of randomized controlled trials. https://doi.org/10.1111/nyas.12998
  • Camila Sardeto Deolindo, Mauricio Watanabe Ribeiro, Maria Adelia Aratanha, Rui Ferreira Afonso, Mona Irrmischer, & Elisa Harumi Kozasa. (2020). A Critical Analysis on Characterizing the Meditation Experience Through the Electroencephalogram. Frontiers in Systems Neuroscience, 14. https://doi.org/10.3389/fnsys.2020.00053
  • Handbook of emotions, , 2008
  • Handbook of psychophysiology, , 2007
  • Hobson, J. A., & Friston, K. J. (2012). Waking and dreaming consciousness: Neurobiological and functional considerations. https://doi.org/10.1016/j.pneurobio.2012.05.003
  • Jamie Jirout, Jennifer LoCasale-Crouch, Khara Turnbull, Yin Gu, Mayaris Cubides, Sarah Garzione, Tanya M. Evans, Arthur L. Weltman, & Sibylle Kranz. (2019). How Lifestyle Factors Affect Cognitive and Executive Function and the Ability to Learn in Children. https://doi.org/10.3390/nu11081953
  • Kaur, C., & Singh, P. (2015). EEG Derived Neuronal Dynamics during Meditation: Progress and Challenges. https://doi.org/10.1155/2015/614723
  • Lomas, T., Ivtzan, I., & Fu, C. (2015). A systematic review of the neurophysiology of mindfulness on EEG oscillations.
  • Rabinovici, G. D., Stephens, M. L., & Possin, K. L. (2015). Executive Dysfunction. https://doi.org/10.1212/01.CON.0000466658.05156.54
  • The Oxford handbook of cognitive neuroscience. Vol.1: Core topics, , 2014
  • The Oxford handbook of cognitive neuroscience. Vol.2: The cutting edges, , 2016
  • Психология эмоций : я знаю, что ты чувствуешь, Экман, П., 2014
  • Психология эмоций, Экман, П., 2014
  • Психофизиология : учебник для вузов, Данилова, Н. Н., 2010
  • Трудная проблема сознания, Васильев, В. В., 2009
  • Эмоции, мифы, разум, Панов, В. Г., 1992