• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология личности и индивидуальных различий

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Проблема индивидуальных различий является для психологии фундаментальной. Почему люди различаются между собой? Как эти различия отражаются на жизни людей? В курсе рассматривается несколько центральных вопросов. 1. Изучается проблема личности как центрального понятия дифференциальной психологии. 2. Изучается роль таких важных сопутствующих конструктов как темперамент и характер. 3. Изучается проблема индивидуальной вариативности к ментальной эффективности, в первую очередь - в интеллекте. 4. Изучаются индивидуальные различия в ключевых сферах социальной жизни человека - профессиональных интересах, политических и религиозных установках, сексуальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базового понятия о принципах психологического измерения
  • Формирование у студентов представления о чертах личности и принципах их измерения
  • Формирование знаний о современных структурных теориях личности
  • Формирование у студентов знаний об изменчивости и стабильности личности
  • Формирование у студентов знаний о биологических основах личности
  • Формирование у студентов знаний о генетических и средовых влияниях на личность
  • Формирование у студентов знаний о современных подходах к темпераменту
  • Формирование у студентов знаний о личностных нарушениях и их исследовании
  • Формирование у студентов знаний об эффектах личности на жизненные события
  • Формирование у студентов знаний о ментальных способностях и их исследованиях
  • Формирование у студентов знаний об исследованиях профессиональных интересов
  • Формирование у студентов знаний о религиозности и политических установках как личностных характеристиках
  • Формирование у студентов знаний о сексуальности как личностной характеристике
  • Формирование у студентов представлений о трендах развития современной дифференциальной психологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми понятиями психологического измерения
  • Знает основные биологические теории личности
  • Знает основные исследования религиозности как личностной характеристики
  • Знает основные модели и теории интеллекта
  • Знает основные принципы и результаты психогенетических исследований личности
  • Знает основные принципы исследования темперамента в современной психологии
  • Знает основные принципы эволюционного подхода к проблеме черт личности
  • Знает основные результаты исследований личности в браке
  • Знает основные результаты исследований личностных нарушений
  • Знает основные результаты исследований ментальных способностей.
  • Знает основные результаты исследований профессиональных интересов
  • Знает основные результаты исследований сексуальности как личностной характеристики
  • Знает основные результаты исследований структур личности, связанных с политикой
  • Знает основные следствия черт личности для здоровья
  • Знает основные структурные модели черт личности
  • Знает основные тренды развития современной дифференциальной психологии
  • Знает основные факты о стабильности/изменчивости личности с возрастом
  • Знает специфику взаимосвязи черт личности с академической успешностью
  • Знает специфику взаимосвязи черт личности с профессиональной эффективностью
  • Знает специфику взаимосвязи черт личности с соблюдением закона и криминальным поведением
  • Знает специфику исследования стабильности и изменчивости черт личности
  • Понимает проблемы изучения черт личности
  • Понимает роль факторного анализа в изучении черт личности
  • Понимает специфику лексического подхода к изучению черт личности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые понятия психологического измерения
  • Черты личности и вопросники
  • Структура личности
  • Изменения и стабильность личности
  • Биологические основы личности
  • Генетические и средовые влияния на личность
  • Эволюционная функция личности
  • Темперамент
  • Личностные нарушения
  • Личность и последствия для жизни
  • Способности
  • Профессиональные интересы
  • Религия и политика
  • Сексуальность
  • Будущее психологии личности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., 2009
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Comprehensive handbook of psychological assessment. Vol.2: Personality assessment, , 2004
  • Handbook of research methods in personality psychology, , 2007
  • Measurement and evaluation in psychology and education, Thorndike, R. M., 2014
  • Personality theories : an introduction, Engler, B., 2014
  • Psychological testing and assessment : an introduction to tests and measurement, Cohen, R. J., 2013
  • Scale construction and psychometrics for social and personality psychology, Furr, R. M., 2011
  • The new psychometrics : science, psychology and measurement, Kline, P., 2008
  • The SAGE handbook of personality theory and assessment. Vol.1: Personality theories and models, , 2008
  • The SAGE handbook of personality theory and assessment. Vol.2: Personality measurement and testing, , 2008
  • Как измерить личность, Айзенк, Г., 2000
  • Психодиагностика личностных черт, Шмелев, А. Г., 2002
  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов, Хьелл, Л., 2008
  • Теории личности: познание человека, Клонингер, С., 2003