• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспериментальная психология

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина сфокусирована на методах психологических исследований (в первую очередь – на методе эксперимента), способах проверки психологических гипотез и планировании исследования в психологии. Несмотря на многообразие явлений психологической реальности, которые могут стать предметом изучения, способы построения исследования в различных областях психологии подчиняются общим принципам, которым и будет посвящён этот курс. Основным результатом освоения данной дисциплины является способность адекватно планировать психологические исследования (в первую очередь, экспериментальные).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний о планировании и проведении эмпирических, в частности, экспериментальных исследований в психологии
  • Приобретение навыков планирования и проведения эмпирических (в первую очередь - экспериментальных исследований) в психологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о доэкспериментальных планах исследований и их недостатках, не применяет доэкспериментальныйе планы в научно-исследовательской работе.
  • Имеет представление о основаниях каузального вывода и может их применять, знает отличие эксперимента от других видов исследования, имеет представление о видах эксперимента
  • Имеет представление о видах и особенностях планирования квазиэкспериментальных исследований, умеет планировать такие исследования.
  • Имеет представление о видах и особенностях планирования корреляционных исследований, умеет планировать такие исследования.
  • Имеет представление об основных понятиях экспериментальной психологии, соотношении метода, методики и методологии.
  • Умеет выделять и формулировать методологические основания исследования в психологии.
  • Умеет грамотно представлять результаты эксперимента (в т.ч. в графической форме) и осуществлять содержательную интерпретацию результатов
  • Умеет реализовывать содержательное и формальное планирование экспериментальных исследований, имеет представление о различных экспериментальных планах, их достоинствах и недостатках, выбирает адекватный задаче и ресурсам экспериментальный план
  • Умеет соотносить между собой гипотезы разных уровней, соотносить гипотезу и метод исследования, формулировать теоретическую, эмпирическую и статистическую гипотезы.
  • Умеет соотносить тип экспериментального плана со способом анализа данных (в т.ч. статистическими критериями)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологические основания научного исследования в психологии
  • Постановка проблем и выдвижение научных гипотез в психологии
  • Основы психологического эксперимента
  • Основы планирования психологического эксперимента
  • Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы исследований
  • Корреляционное исследование в психологии
  • Обработка и анализ результатов психологического эксперимента
  • Представление результатов исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнее задание 1 представляет собой анализ статьи. Задание выполняется индивидуально, при этом выбранные статьи не должны повторяться среди студентов одного курса. В качестве статьи может быть выбрана работа из любой области психологии при соблюдении следующих требований: ● В статье должно быть представлено экспериментальное исследование, либо исследование не экспериментального типа (корреляционное, квазиэкспериментальное…), однако заявленное авторами как эксперимент. ● Подходящими являются статьи на русском либо английском языке, опубликованные в журналах, входящих хотя бы в один из списков: WoS, Scopus, ВАК (по специальности «Психологические науки») на момент выполнения работы. ● Статья должна быть опубликована не ранее 2007 г.Студенту необходимо представить письменный отчёт, в котором проведён критический анализ статьи по приведённому ниже плану, а также указать на ошибки, совершённые авторами при планировании исследования и предложить способы улучшения экспериментального плана. К работе должен быть приложен полный текст анализируемой статьи. Студент предварительно направляет преподавателю название и текст статьи, которую он желает проанализировать. Преподаватель проверяет, соответствует ли выбранная статья заявленным требованиям (описанное в статье исследование является экспериментальным и/или заявлено как экспериментальное, журнал входит в список Wos/Scopus/ВАК, статья опубликована не ранее 2007 года). Если статья соответствует требованиям, преподаватель одобряет её и уведомляет об этом студента. Если статья не соответствует хотя бы одному требованию, то преподаватель уведомляет об этом студента, и студент вправе выбрать другую статью, и предъявить её преподавателю (при соблюдении указанных сроков). Студент вправе не предъявлять предварительно преподавателю выбранную статью для анализа, но, в таком случае, если статья не соответствует предъявленным требованиям, работа оценивается на 1 балл без возможности исправления. Сроки выполнения разных этапов работы составляют не менее: ● 7 дней – первое предъявление выбранной статьи преподавателю ● 7 дней – оценка преподавателем соответствия статьи заявленным требованиям ● 3 дня – повторное предъявление выбранной статьи преподавателю (если первая выбранная статья не соответствует требованиям) ● 7 дней – написание отчёта по выбранной статье Преподаватель имеет право не принимать работу после дедлайна. Структура отчёта 1. Название статьи, авторы, выходные данные 2. Краткое резюме статьи 3. Анализ приведённого в статье экспериментального исследования ● Тип исследования ● Гипотезы исследования ● Операционализация конструктов, выделение НП и ЗП ● Тип экспериментального плана (по количеству НП и ЗП, способу варьирования НП) ● ПП и способы их контроля; ДП ● Анализ полученных результатов ● Выводы авторов, теоретические предсказания, альтернативные объяснения 4. Критика проведённого исследования ЛИБО аргументированное обоснование, что приведённое в статье исследование выполнено идеальным образом 5. Способы улучшения экспериментального плана ЛИБО аргументированное обоснование, что любая модификация экспериментального плана не сделала бы исследование лучше. По желанию обучающихся работа может быть дополнена подробным описанием альтернативного плана исследования, проверяющего заявленную в статье гипотезу, за который могут быть начислены дополнительные баллы.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашнее задание 2 включает в себя работу в проектных группах размером 1 – 3 человек, направленную на планирование и проведение самостоятельного экспериментального исследования. Задача состоит в том, чтобы спланировать экспериментальное исследование, провести эксперимент, обработать полученные данные и по итогам работы написать отчёт. Исследование может быть посвящено любой области психологической науки (с ограничением по техническим и этическим принципам), однако оно обязательно должно быть, в первую очередь, экспериментальным (т.е. не корреляционным, квазиэкспериментальным и т.п.), а во вторую очередь – должно обладать новизной (то есть не быть репликацией уже проведённого исследования). В исследовании не могут быть использованы методы психофизиологии (КГР, ЭЭГ, фМРТ, МЭГ и т.д.). Экспериментальные планы обсуждаются на семинарских занятиях. Итогом работы должен стать отчёт, по форме схожий с журнальной статьёй. Использование результатов этой работы в других курсах (НИС, курсовая работа) не допускается. Возможно частичное использование методик и дополнительная проверка выдвинутых гипотез в рамках других занятий по предварительному согласованию с преподавателями. Дедлайн устанавливается преподавателем минимум за 20 рабочих дней. Преподаватель имеет право не принимать работу после дедлайна. Помимо письменного отчёта, студенты делают презентацию на занятии. Структура отчёта 1. Название работы, авторы и их аффилиации 2. Резюме (abstract) и ключевые слова Резюме представляет собой краткое (около 150 – 300 слов) описание работы и полученных результатов. Ключевые слова – основные термины, представляющие тему исследования. Примеры: зрительное внимание, рабочая память, инсайт. 3. Введение и обзор литературы. Краткий обзор исследований по теме исследования. Должен включать в себя описание основных теорий и эмпирических данных по изучаемой проблеме. Обязательно оформление ссылок на работы в соответствии со стандартами APA. 4. Постановка проблемы и формулировка гипотезы Проведение исследования должно быть теоретически обосновано (теоретические разногласия, несоответствия в полученных разными авторами эмпирических результатов, расширение диапазона имеющихся данных). Гипотеза должна быть адекватно сформулирована и являться каузальной. 5. Методика ● Испытуемые (количество, возраст, другие релевантные характеристики) ● Аппаратура / Материалы / Стимуляция (техническое и программное обеспечение, размеры стимулов, психодиагностические методики и т.п.) ● Дизайн и процедура исследования (НП, ЗП, контроль ПП, тип эксперимента, способ предъявления условий) 6. Обработка результатов Анализируемые показатели, программа для статистической обработки результатов, способ статистической обработки результатов. Допускается обработка результатов в следующих программах: R, SPSS, Matlab. Использование других статистических пакетов возможно по предварительному согласованию. 7. Результаты Результаты статистического анализа полученных данных: описательные статистики, результаты статистических тестов, графическое представление результатов. Результаты должны быть представлены в соответствии со стилем APA. 8. Обсуждение результатов Обсуждение полученных результатов с точки зрения соответствия гипотезе. Сравнение с другими эмпирическими данными и имеющимися теоретическими предсказаниями. Альтернативные объяснения. Перспективы исследования. 9. Выводы / Заключение Краткие итоги проведённого исследования 10. Список литературы Оформление согласно стилю APA. 11. Приложения (опционально) Примеры стимулов, инструкции для испытуемых, некоторые из полученных данных… Каждый из параграфов должен быть представлен отдельно. Параграфы 3 и 4 могут быть скомбинированы. К отчёту должны быть приложены сырые данные и данные, использованные при обработке в формате .xls / .xlsx или .csv.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: результаты текущих тестов, проводимых на семинарских занятиях. Каждый тест состоит из 8 закрытых вопросов с одним правильным ответом и 2 вопросов с множественным выбором ответов. За каждый правильный ответ ставится один балл. Ответ на вопрос с множественным выбором считается правильным, если выбраны все верные варианты ответа и не выбран ни один неверный; в противном случае ответ считается неверным. Оценка за тест не может быть выше 8 баллов, если хотя бы на один закрытый вопрос был дан неверный ответ. Оценки за все работы суммируются и преобразуются в оценку в 10-ти балльной шкале путём деления на количество проведённых тестов. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Опосещ - оценка за посещаемость на семинарах, которая формируется в результате преобразования количества посещённых семинаров в десятибалльную оценку. Количество посещенных семинаров делится на общее количество семинаров и умножается на 10, далее округляется до целого числа. Не подлежит пересдаче. Оакт - оценка за активность на семинарах, которая формируется в результате преобразования количества семинаров, на которых студент отвечал на поставленные вопросы по теме занятия, в десятибалльную оценку. Оценка «10» ставится, если студент проявлял активность на всех семинарах без пропусков посещений. Оценка «9» ставится, если студент не проявлял активности только на одном семинаре, при этом пропущенных семинаров нет. Если студент не проявлял активность на 2 и более семинарах, то количество семинаров, на которых студент проявлял активность, делится на общее количество семинаров минус 2 и умножается на 8, далее округляется до целого числа. Не подлежит пересдаче. Если студент не посетил какое-либо количество семинаров, то он может отработать активность на всех семинарах, пропущенных по уважительной причине, а также не более чем на 2 семинарах вне занятий по расписанию в назначенное преподавателем время. Также студент имеет возможность отработать активность на семинарских занятиях выполнением дополнительных заданий (прохождением экспериментов). Если студент не проявлял активности на более, чем на 2 семинарах (что соответствует оценке в 8 баллов), то он не имеет возможности повысить свою оценку путем отработки занятий или дополнительных заданий.
  • неблокирующий Экзамен
    Финальный экзамен состоит из двух частей – письменной (тест) и устной (кейс). Письменная часть состоит из 16 закрытых и 2 открытых вопросов, при этом открытые вопросы оцениваются только если студент верно ответил на все закрытые вопросы. Если студент сделал хотя бы одну ошибку в закрытых вопросах, оценка за тест ставится как число верных ответов в закрытых вопросах, делённое на 2 и округлённое до целого числа. Если на все закрытые вопросы студент ответил верно, то за верный ответ на каждый из открытых вопросов он получает +1 балл к оценке за часть теста с закрытыми вопросами. Устная часть состоит из решения задания-кейса, направленного на планирование эмпирического исследования. Оэкзамен = 0.5 · Описьм + 0.5 · Оустн В случае если программа Дисциплины предусматривает проведение экзамена во время сессии преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия.
  • неблокирующий Самостоятельная работа во время неучебной недели
    Задание на неучебную неделю состоит в подготовке к тесту по темам 3 и 4. Оценивается по результатам выполнения теста. Тест состоит из 8 закрытых вопросов с одним правильным ответом и 2 вопросов с множественным выбором ответов. За каждый правильный ответ ставится один балл. Ответ на вопрос с множественным выбором считается правильным, если выбраны все верные варианты ответа и не выбран ни один неверный; в противном случае ответ считается неверным. Оценка за тест не может быть выше 8 баллов, если хотя бы на один закрытый вопрос был дан неверный ответ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.05 * Самостоятельная работа во время неучебной недели + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дружинин В. Н. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-09236-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-427494
  • Корнилова Т.В. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 639с. - ISBN: 978-5-9916-3201-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-387603

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики, Мартин, Д., 2002