• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История психологии

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе охвачены основные психологические учения от античности до наших дней, что позволяет студенту получить базовые знания об истории развития психологической науки. Рассматриваются основные теоретические проблемы психологии в своем возникновении и развитии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение дисциплины является представление студента о психологии как о развивающемся целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усваивает следующие знания: В.Вундт как основатель психологии как самостоятельной науки. Исследовательская программа В. Вундта, учение о сознании
  • Усваивает следующие знания: гуманистическая (К. Роджерс) и экзистенциальная (В. Франкл) традиции в психологии. Соотношения понятий сущности и существования. Когнитивная психология и когнитивная наука как направление междициплинарных исследований.
  • Усваивает следующие знания: деятельностный подход как преодоление постулата непосредственности. Важнейшие деятельностные психологические теории: а) основные идеи психологической теории С.Л. Рубинштейна; б) общепсихологичес кая концепция А.Н. Леонтьева
  • Усваивает следующие знания: культурноисторическая теория: а) инструментальный период творчества Л.С. Выготского, основные закономерности развития и характеристики ВПФ; б) учение о системном и смысловом строении сознания; в) значение и переживание, как единицы сознания
  • Усваивает следующие знания: особенности средневековой психологии, ее связь с философскими проблемами античности. Сознание как предмет психологического знания в контексте философских проблем XVII в. Учение о душе Р. Декарта. Развитие понятия сознания в работах Дж.Локка. Психологические учения Б.Спинозы, Т.Гоббса, В.Лейбница . Становление ассоциативной психологии сознания в XVIII в. Английский ассоцианизм: Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли.
  • Усваивает следующие знания: предмет цели, задачи, методы истории психологии. Принципы историко-психологических исследований: историзм, презентизм, антикваризм. Периодизация истории психологии. Функции истории психологии в современной психологической науке
  • Усваивает следующие знания: содержание и движущие силы кризиса в психологии. психология периода открытого кризиса: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная психология. Окончание открытого кризиса и возникновение новых направлений психологии. Необихевиоризм.
  • Усваивает следующие знания: структурализм Э. Титчинера, европейский функционализм Ф. Брентано. Вюрцбургская школа в психологии. Функционализм В. Джеймса. Виды метода интроспекции и его критика
  • Усваивает следующие знания: учения о душе в досократический период философии и в философии Сократа. Учения о душе в философии Платона , Аристотеля
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История психологии как наука
  • Тема 2. Развитие психологических знаний в античной философии
  • Тема 3. Развитие психологических знаний в рамках философствования Средних веков, философии эпох Возрождения, Нового времени и Просвещения
  • Тема 4. Выделение психологии в самостоятельную науку. Классическая психология сознания
  • Тема 5. Альтернативные школы психологии сознания
  • Тема 6. Психология открытого кризиса.
  • Тема 7. Культурноисторическая психология Л.С. Выготского
  • Тема 8. Деятельностный подход в психологии и психология установки
  • Тема 9. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX– начале ХХI веков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Сдача осуществляются в письменной форме очно. Работа может приниматься письменно, но дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя) при соответствующем распоряжении администрации университета. В этом случае студенту необходимо подключиться к работе согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в сдаче. Примеры вопросов к работе представлены в LMS. Использование текстовых заимствований, в том числе цитат, в работе запрещено. Аргумент о том, что студент, якобы заучил лекции или другие источники заведомо не принимается, студент должен излагать мысли своими словами. Работа будет аннулирована, если в ней будут обнаружены куски текста идентичные с другими источниками или с другими студенческими работами, конспектами и т.д. вне зависимости от процента заимствования. Суждение о факте заимствования выносит преподаватель. Использование терминологии заимствованием не считается.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Сдача осуществляются в устной форме очно. Работа может приниматься устно, но дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя) при соответствующем распоряжении администрации университета. В этом случае студенту необходимо подключиться к работе согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в сдчае. Вопросы к работе представлены в LMS.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме очно. Экзамен может проводиться дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя). при соответствующем распоряжении администрации университета. В этом случае к экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Примеры экзаменационных вопросов представлены в ПУД. Время экзамена 60 минут. Если экзамен проводится дистанционно, в течение этого времени студент должен прислать свой ответ со своей корпоративной почты на корпоративную почту преподавателя. Использование текстовых заимствований, в том числе цитат, в экзаменационной работе запрещено. Аргумент о том, что студент, якобы заучил лекции или другие источники заведомо не принимается, студент должен излагать мысли своими словами. Работа будет аннулирована, если в ней будут обнаружены куски текста идентичные с другими источниками или с другими студенческими работами, конспектами и т.д. вне зависимости от процента заимствования. Суждение о факте заимствования выносит преподаватель. Использование терминологии заимствованием не считается.
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • . 2: Сочинения : В 2 т., Спиноза, Б., 1999
  • O’Boyle, C. G. (2006). History of Psychology : A Cultural Perspective. Mahwah, N.J.: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790485
  • Введение в психологию, Вундт, В., 2002
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев А.Н., 2005
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). The dualism of human nature and its social conditions ; Дуализм человеческой природы и его социальные условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7CD953A
  • Избранные философские произведения. Т.1: Опыт о человеческом разуме, Локк, Д., 1960
  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
  • Когнитивная наука. Т.1: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Когнитивная наука. Т.2: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Кольцова, В.А. История психологии: проблемы методологии : монография / В.А. Кольцова. - Москва : Институт психологии РАН, 2008. - 511 с. - (Методология, теория и история психологии)ISBN 978-5-9270-0130-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058928
  • Константинов, В.В. История психологии : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / В.В. Константинов. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 432 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0793-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055263 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055263
  • Основы общей психологии, Рубинштейн С.Л., 2001
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137
  • Психология бессознательного, Фрейд, З., 2010
  • Психология, Джемс У., 1991
  • Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 1, под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского, 487 с., Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 2, под ред. В. В. Давыдова, 504 с., Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 3, под ред. А. М. Матюшкина, 368 с., Выготский, Л. С., 1983
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 4, под ред. Д. Б. Эльконина, 443 с., Выготский, Л. С., 1984
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 5, под ред. Т. А. Власовой, 368 [1] с., Выготский, Л. С., 1983
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 6, под ред. М. Г. Ярошевского, 397 с., Выготский, Л. С., 1984
  • Собрание сочинений. Т.2: ., Платон, ., 1993
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
  • Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Декарт, Р., 1994
  • Федон, Пир, Федр, Парменид, Платон, ., 1999
  • Хрестоматия по истории психологии, период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов XX в.), под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, 301 с., , 1980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ильин Г. Л. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 389с. - ISBN: 978-5-9916-3958-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-444152
  • Продуктивное мышление, Вертгеймер, М., 1987
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Сочинения. Т.1: ., Николай Кузанский, 1979
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
  • Учение о душе, Фома Аквинский, ., 2004