• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная психология

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Агадуллина Елена Рафиковна


Балезина Марьяна Евгеньевна


Терскова Мария Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальная психология» является одним из базовых в подготовке бакалавра-психолога. Курс включает 24 часа лекционных занятий и 36 часов семинарских занятий. Курс посвящен социальной психологии, междисциплинарной науке, сфокусированной на изучении особенностей поведения и деятельности людей, обусловленных вхождением человека в состав различных групп. Кроме того, в предмет социальной психологии входит анализ развития малых и больших групп и факторов, определяющих содержание межгрупповых отношений. В ходе курса последовательно рассматриваются несколько тем: 1) социальное познание – в чем специфика восприятия и познания, так называемых социальных объектов (человека, группы, социальных движений и т.п.)? какие искажения происходят в этих процессах и почему? каким образом человек приписывает причины поведения и черты другим людям и группам?; 2) социальная установка – как формируются и функционируют социальные установки? каковы условия влияния социальных установок на поведение?; 3) социальные эмоции – какие эмоции принято называть социальными? в чем их отличие от иных эмоциональных процессов? каким образом переживаются эмоции «от имени группы»?; 4) социальное влияние и социальные нормы – каковы техники и тактики влияния? каковы механизмы формирования и действия социальных норм?; 5) социальное взаимодействие – что определяет воспринимаемую справедливость? какие социальные дилеммы лежат в основании социального взаимодействия? каковы причины помогающего поведения, агрессивного поведения, развития аттракции?; 6) малые группы – какие процессы способствуют становлению группы как психологической реальности? как формируется групповая сплоченность? как группа принимает решение? что способствует подчинению групповым нормам, авторитету?; 7) межгрупповые отношения – какие факторы сказываются на восприятии группами друг друга? что способствует и ослабляет предубеждения? каким образом функционируют стереотипы? Курс предполагает следующие формы оценивания знаний (в скобках – относительный вес в оценке): анализ литературы (два теста; 0.2); решение кейсов (0.20); презентация (0.2); домашнее задание (0.2); экзамен (0.2).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений об основных предметных областях социальной психологии, специфике и особенностях социально-психологического знания;
  • усвоение знаний об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом; механизмах мышления и поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом;
  • формирование навыков социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов;
  • формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует конкретных межгрупповой конфликт с использованием наиболее релевантной теории
  • Анализирует конфликтную ситуацию, может выделить и описать стороны конфликта, тип конфликта, особенности конфликтного поведения
  • Анализирует принятие групповых решений, может оценить его эффективность по сравнению с индивидуальными решениями
  • Анализирует развитие группы, может определить стадию, на которой находится группа
  • Анализирует связь установки и социального поведения, осознает факторы, ослабляющие и усиливающие эту связь
  • Анализирует ситуации коммуникации, выделяет факторы, способствующие и мешающие эффективной коммуникации
  • Анализирует содержание и функции конкретных социальных установок, предлагает способы их изменения
  • Анализирует социальное поведение с точки зрения функционирования социальных норм и механизмов социального влияния
  • Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о себе, других людях и группах
  • Осознает преимущества и ограничения различных способов урегулировать межгрупповых конфликтов
  • Осознает различия между социальным влиянием, оказываем большинством и меньшинством
  • Осознает, чем социальная группа отличается от простого собрания людей
  • Понимает особенности просоциального поведения
  • Понимает принципы формирования впечатления и суждений о другом человеке
  • Понимает принципы функционирования норм и их роль в социальном поведении
  • Понимает причины межгрупповых конфликтов
  • Понимает роль личности и ситуации в интерпретации социального поведения
  • Понимает, как формируются социальные установки
  • Понимает, чем отличается социально-психологическое исследование, от исследований проведенных в рамках социологии и психологии личностных различий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что изучает социальная психология?
  • Исследования аттитюдов по отношению к другим и к себе
  • Социальное познание. Как мы формируем представление о себе и людях?
  • Социальное влияние: нормы, подчинение, инновации
  • Социальное взаимодействие: коммуникация, помощь, конфликт
  • Социальные группы
  • Межгрупповые отношения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа со статьей
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Работа со статьей
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Huang, G., & Li, K. (2016). The Effect of Anonymity on Conformity to Group Norms in Online Contexts: A Meta-Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FA6E211C
  • Nelson, T. D. (2016). Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination : 2nd Edition (Vol. Second edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055322
  • Steele, T. (2016). Prosocial Behavior : Perspectives, Influences and Current Research. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1385366
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015