• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар: Качественные методы исследований в психологии

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар: Качественные исследования в психологии». Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01 «Психология»; Образовательной программой 37.03.01 «Психология». Цели дисциплины: знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии; освоение практических навыков сбора и анализа эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа. Текущий контроль - домашние задания по каждому из тематических разделов семинара. Промежуточный контроль - взвешенная сумма оценок по текущему контролю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии
  • освоение практических навыков сбора и анализа эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования и уточнения параметров качественной обработки данных
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики
  • Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о качественных исследованиях в психологии
  • Требования к планированию и представлению результатов качественного исследования
  • Феноменологическое описание
  • Конденсация смыслов
  • Контент-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по материалу онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании"
    Тест состоит из 20 вопросов по материалам онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании" (https://openedu.ru/course/hse/QUALSOC/)
  • неблокирующий Домашнее задание "Разработка дизайна качественного исследования"
    Задание выполняется в группах 4-5 человек. Результатом выполнения задания является текст, содержащий следующие разделы: 1. описание проблемы исследования: логическая схема авторского обоснования из текста исследования; цель исследования и исследовательский вопрос; обоснование выбора качественной методологии (со ссылками на релевантную литературу); позиция исследователя по отношению к изучаемой проблеме 2. описание стратегий взаимодействия с респондентами (источниками данных): отбор респондентов (источников данных), процедуры рекрутирования, специфика отношений исследователь-респондент и соблюдение этических норм при взаимодействии с респондентами, обоснование критерия формирования выборки респондентов, формулировка возможных угроз достоверности полученных данных, связанных с особенностями выборки, предложения по контролю этих угроз 3. описание стратегий получения данных: детализация процедуры получения материала от респондентов (со ссылками на релевантную литературу), формулировка возможных угроз достоверности полученных данных, связанных с исследовательской процедурой, предложение способов контроля этих угроз 4. описание стратегий анализа данных: описание и обоснование техники анализа полученных данных (со ссылками на релевантную литературу), формулировка возможных угроз достоверности полученных данных, связанных с особенностями техники анализа, предложения по контролю этих угроз 5. описание средств контроля методологической целостности исследования: описание процедур и приемов, направленных на обеспечение методологической целостности исследования и достоверности результатов
  • неблокирующий Домашнее задание "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ"
    Задание выполняется в малых группах (оптимальным количеством является 4-5 человек), в письменной форме (сдается преподавателю в виде отчета). Задача - провести методику свободного самоописания (МСС) с 5 различными респондентами (при этом респонденты не должны повторяться среди малых групп студентов одного курса), выбрать один наиболее интересный, на взгляд группы, протокол и обосновать сделанный выбор, проанализировать текст с использованием различных изученных методов обработки качественных данных: феноменологического описания, конденсации смыслов и контент-анализа по 5 различным основаниям (ценностно-смысловые ориентации личности, ведущие глаголы как характерные для человека способы обхождения с миром, наличие/отсутствие и возможное содержание внутреннего конфликта и др.). Критерии анализа задаются изначально преподавателем, но также необходимо дополнительно выделить интересные визуальные особенности протокола и подготовить итоговый отчет, содержащий описание процедуры сбора данных, "контрпереноса" исследователей и реконструкции возможного "мифа респондента".
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Домашнее задание "Разработка дизайна качественного исследования" + 0.4 * Домашнее задание "Феноменологическое описание, конденсация смыслов и контент-анализ" + 0.2 * Тест по материалу онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 174 с. — ISBN 978–5–7567–0605–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кучинский, Г. М. (2009). Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73F6D3CA
  • Шульга Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. - М., 2004. - 174 с. ISBN 5-201-02130-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346454