• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индустриально-организационная психология

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Индустриально-организационная психология» являются: • Ознакомление студентов с теоретическими основами практической деятельности организационного психолога. • Ознакомление студентов с основными теориями мотивации, управления и лидерства, методами принятия управленческих решений. • Ознакомление студентов со способами оценки персонала, технологией разработки и проведения тренинга. • Овладение студентами умениями диагностировать и разрешать конфликты. • Овладение студентами методами организационной диагностики и решения организационных проблем. • Овладение студентами умением оптимизировать условия профессиональной деятельности и поддерживать психическое здоровье персонала 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать принципы и методы конструктивных организационных коммуникаций. 2. Знать основные принципы и методы решения организационных задач. 3. Знать основные методы развития сотрудников. 4. Иметь навыки эффективной коммуникации. 5. Иметь навыки сотрудничества и разрешения конфликтов. 6. Иметь навыки достижения организационных и личных профессиональных целей. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Социальная психология Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1. Знания особенностей организации, методов их диагностики. 2. Знание психологической специфики оптимальных условий профессиональной деятельности. 3. Знание методов управления конфликтом и стрессом. 4. Знание основ организационного психологического консультирования. 5. Знание специфики группового взаимодействия и функций лидера. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Профессиональное и карьерное консультирование. 2. Оценка персонала. 3. Выпускная квалификационная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми категориями, понятиями и исследовательскими проблемами анализа трудовой деятельности и поведения человека в организации;
  • Формирование представления о закономерностях поведения человека на рабочем месте;
  • Обсуждение психологических аспектов диагностики и управления социальнопсихологическими процессами в организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент по результатам интервью способен выявить и описать представленность психологических признаков труда и психических регуляторов труда в деятельности профессионала.
  • Знание основных этапов развития организационной психологии, основных теорий организационного поведения (основные понятия)
  • Студент знает базовые нормативные правовые акты регулирующие работу организационного психолога
  • Студент знает основные групповые социальнопсихологические процессы, основные теории лидерства.
  • Студент знает основные подходы к оценке эффективности выполнения работы.
  • Студент знает основные понятия теории системогенеза профессиональной деятельности.
  • Студент знает основные типы организационных культур
  • Студент знает основные этапы изучения профессиональной деятельности в России. (IX-XI век)
  • Студент знает психологические признаки труда и психические регуляторы труда.
  • Студент знает содержательные и процессуальные теории мотивации.
  • Студент по результатам анализа должностных инструкций, трудового договора, интервью с работником способен составить развернутое описание профессиональной деятельности.
  • Студент по результатам индивидуальной консультации способен разработать для работника систему профилактики негативных функциональных состояний.
  • Студент по результатам интервью способен выявить и описать психологическую структуру профессиональной деятельности.
  • Студент способен оценить потребности организации в обучении персонала и предложить адекватную модель развития персонала в организации.
  • Студент способен провести диагностику организационной культуры и провести анализ взаимосвязи компонентов организационной культуры с другими процессами в организации
  • Студент способен разработать и критически оценить систему оценки персонала для конкретной организации с учетом социальных и экономических особенностей.
  • Студент способен самостоятельно провести профконсультацию и критически оценить результаты профориентационной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организационная психология как наука. История развития.
  • Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда. Психические регуляторы труда.
  • Изучение профессиональной деятельности в России (IX-XI век)
  • Психологическая система профессиональной деятельности
  • Анализ деятельности (практический аспект, подходы, методы и т.д.)
  • Подбор, отбор и оценка персонала
  • Обучение и развитие персонала
  • Оценка эффективности выполнения работы
  • Трудовая мотивация
  • Рабочий стресс. Методы профилактики негативных функциональных состояний в труде. Профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание в процессе трудовой деятельности.
  • Психологические подходы к организации профорентационной работы. Профконсультация.
  • Правовые и этические основы работы организационного психолога
  • Групповые процессы в организации. Лидерство.
  • . Организационная культура. Типы организационных культур.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Выполнение упражнений на занятиях, участие в дискуссиях и деловых играх, решение кейсов
  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий Тест
    Тест, включает открытые и закрытые вопросы (до 20 вопросов)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Тест + 0.2 * домашнее задание 2 + 0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * домашнее задание 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anderson, N. (2005). Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : Volume 1: Personnel Psychology. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268595
  • Drenth, P. J. D., Thierry, H., & Wolff, C. J. de. (2017). A Handbook of Work and Organizational Psychology : Volume 1: Introduction to Work and Organizational Psychology (Vol. Second edition). Abingdon, Oxon: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1920019
  • Goldstein, H., Pulakos, E. D., & Semedo, C. (2017). The Wiley Blackwell Handbook of the Psychology of Recruitment, Selection and Employee Retention. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1519538
  • Job Analysis and Job Design (SEMIs). (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8A5F37D
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : V1: Personnel Psychology and Employee Performance (Vol. 2nd edition). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647528
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : V2: Organizational Psychology (Vol. 2nd edition). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647529
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : V3: Managerial Psychology and Organizational Approaches (Vol. 2nd edition). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1720195
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology, 3v : Personnel Psychology and Employee Performance; Organizational Psychology; Managerial Psychology and Organizational Approaches. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1679431
  • V.А. Tolochok. Modern Industrial Psychology ; В.А. Толочек. Современная психология труда. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.32D8128C
  • Индустриально-организационная психология : учебник для вузов, Джуэлл, Л., 2001
  • Носкова, О. (2010). Психология Труда, Инженерная Психология И Эргономика: Историко-Психологический Анализ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2BE89E00
  • Организационная психология : учебник для вузов, Леонова, А. Б., 2014
  • Организационная психология, Власов П.К., 2008
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, Шадриков, В. Д., 2007
  • Современная психология труда : учеб. пособие для вузов, Толочек, В. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Crimando, W. (2017). Staff Training : An Annotated Review of the Literature. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1544003
  • Jex, S. M., & Britt, T. W. (2014). Organizational Psychology : A Scientist-Practitioner Approach (Vol. Third edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=927226
  • Kolesnichenko E., Ivanova E., & Vyzhimova N. (2018). Improvement of methods of staff training in the organization. https://doi.org/10.5281/zenodo.1246527
  • Samchuk Kateryna I. (2017). Evaluating and Calculating the Costs for Staff Recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.762221D7
  • Zhuravleva, A. V., & Журавлева, А. В. (2014). Business game as instrument of staff recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.768D969D
  • Носкова О.Г. (n.d.). Евгений Александрович Климов в отечественной психологии труда (к 80-летию со дня рождения). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fevgeniy-aleksandrovich-klimov-v-otechestvennoy-psihologii-truda-k-80-letiyu-so-dnya-rozhdeniya