• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Программная инженерия»

21
Апрель

Математические методы компьютерной графики

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Компьютерная графика – часть Сomputer Science, которая занимается созданием новых и обработкой существующих изображений. В курсе «Компьютерная графика» изучается генерация изображений на компьютере, а именно (1) математические и алгоритмические основы компьютерной графики, без которых сложно понять и использовать графические библиотеки низкого уровня для разработчиков. (a). Алгоритмы растровой графики (b). 2D и 3D моделирование, полигональные модели (c). Освещение, закраска и проч. (2) Технологии использования графической библиотеки OpenGL для генерации 2D и 3D изображений, использование вспомогательных библиотек. (3) Совсем немного – обработка изображений. При изучении дисциплины надо будет выполнять довольно сложные задания на языке С++. В первой части курса – реализовывать некоторые алгоритмы графики, во второй части курса – осваивать технологии использования OpenGL. После изучения дисциплины студенты смогут освоить любые графические инструменты, продолжить изучение и использование графических библиотек.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием математических и алгоритмических основ компьютерной графики, технологий формирования и обработки графических изображений
  • развитие умений, основанных на полученных теоретических знаниях, позволяющих на творческом и репродуктивном уровне создавать и применять эффективные алгоритмы и приложения для решения задач компьютерной графики;
  • получение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы, предполагающей изучение специфических алгоритмов, инструментов и средств, необходимых для решения задач компьютерной графики
  • получение практических навыков использования алгоритмов компьютерной графики и графических библиотек при разработке приложений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать базовые алгоритмы растровой графики
  • Знать виды источников света, модели освещения, модели закраски сплошных объектов в компьютерной графике
  • Знать виды моделей 2D и 3D графики, методы получения изображений и анимации векторных 3D моделей
  • Знать историю развития OpenGL, состав OpenGL, необходимые сторонние библиотеки, формат команд OpenGL
  • Знать историю развития компьютерной графики, историю развития технологий компьютерной графики, задачи компьютерной графики
  • Знать основы обработки изображений фильтрами
  • Иметь навык разработки архитектуры программ с использованием OpenGL
  • Приобрести опыт самостоятельной разработки алгоритмов и программ для реализации задач 2D графики на языках высокого уровня
  • Приобрести опыт самостоятельной разработки алгоритмов и программ для реализации задач 3D графики на языках высокого уровня
  • Уметь разрабатывать программы с использованием OpenGL
  • Уметь реализовывать алгоритмы растровой графики на языках высокого уровня
  • Уметь реализовывать генерацию, анимацию и получение проекций 3D объектов на языках высокого уровня
  • Уметь реализовывать модель закраски 3D объекта с источником освещения на языках высокого уровня
  • Уметь самостоятельно решать задачи компьютерной графики с использованием OpenGL
  • Уметь формировать каркасные и solid 3D модели, в том числе с удалением невидимых ребер и граней
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение
  • Тема 2. Алгоритмы растровой графики
  • Тема 3. Математические основы 2D и 3D графики
  • Тема 4. Построение реалистичных изображений
  • Тема 5. Графическая библиотека низкого уровня OpenGL
  • Тема 6. Обработка изображений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа - выполнение и защита проектов по темам практических занятий
  • неблокирующий Контрольное домашнее задание 1
  • неблокирующий Контрольное домашнее задание 2
    КДЗ2 выполняется по разделу "Технологии работы с OpenGL"
  • неблокирующий Устный экзамен
    На подготовку к ответу выделяется от 40 до 60 минут, ответ на вопрос билета надо написать на выданном бланке. Экзамен проводится в zoom. Студенты записываются на определенное время в таблицу, каждому выделено отдельное время. Студенты отвечают на вопросы билета и защищают проекты или КДЗ. Часть студентов получат автоматы. Технические требования: web-камера, микрофон, наушники / колонки, Zoom.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.175 * Контрольное домашнее задание 1 + 0.35 * Самостоятельная работа - выполнение и защита проектов по темам практических занятий + 0.3 * Устный экзамен + 0.175 * Контрольное домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • David Wolff. (2018). OpenGL 4 Shading Language Cookbook : Build High-quality, Real-time 3D Graphics with OpenGL 4.6, GLSL 4.6 and C++17, 3rd Edition. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1905991
  • Hussain, F. (2018). Learn OpenGL : Beginner’s Guide to 3D Rendering and Game Development with OpenGL and C++. Birmingham, UK: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1883883
  • Marschner, S., & Shirley, P. (2016). Fundamentals of Computer Graphics (Vol. Fourth edition). Boca Raton [Florida]: A K Peters/CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1366978
  • Wolff, D. (2013). OpenGL 4 Shading Language Cookbook (Vol. 2nd ed). Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=679988
  • Алгоритмы : построение и анализ, пер. с англ., 3-е изд., 1323 с., Кормен, Т., Лейзерсон, Ч., Ривест, Р., Штайн, К., 2018
  • Алгоритмы: построение и анализ : пер.с англ., Кормен, Т., 2013
  • Компьютерная графика : учебник и практикум для приклад. бакалавриата, Боресков, А. В., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kothari, D. P. (2019). Mathematics for Computer Graphics and Game Programming : A Self-Teaching Introduction. Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1994166
  • Lengyel, E. (2012). Mathematics for 3D Game Programming and Computer Graphics (Vol. 3rd ed). Boston: Course PTR. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=365853
  • Movania, M. M. (2013). Open GL Development Cookbook. [S.l.]: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=604074
  • Vince, J. (2006). Mathematics for Computer Graphics (Vol. 2nd ed). London: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=150552