• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Человекометрия: современные методы социальных исследований

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Человекометрия» раскрывает и систематизирует современные подходы к изучению человека и общества, ключевые методы сбора и обработки данных, а также принципы анализа и интерпретации информации. Основной акцент сделан на современное применение методов, включая нормализацию опросов и гармонизацию больших данных. Также раскрывается понятие Лонгитюдной системы – эталонной модели, которая позволяет применять данные методы. Уникальный курс разработан лидером прикладной науки о человеке, лауреатом премий Digital Leaders Award 2025 и AI-Олимп 2025, на основе многолетнего опыта и реальных кейсов; он преподается ведущими специалистами РОМИР, и, в частности, ее президентом Андреем Владимировичем Милёхиным. Наполнение курса может быть адаптировано под теоретическую базу студентов. Курс имеет гибридный формат: часть занятий проходит очно в НИУ ВШЭ, часть – в лектории РОМИР. По окончании курса у студентов будет возможность попасть на стажировку в РОМИР с последующим трудоустройством.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с «фронтиром» прикладных социальных исследований – погружение в количественные и качественные методы, которые востребованы рынком (коммерческими компаниями и государственными органами). Сочетая достижения классической социологии выборок с подходящими маркетинговыми техниками, выпускник курса сможет применять их в решении реальных задач по анализу человека и общества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые и современные социологические теории, концепции; основы методологии социологических исследований; методы социологических исследований; основы библиографической и информационной культуры.
  • Умеет разрабатывать программу социологического исследования; формулировать цель и задачи социологического исследования и выбирать оптимальные пути и методы их достижения; разрабатывать социологический инструментарий для решения профессиональных задач разного типа; теоретически обосновывать и применять социологические методы для решения профессиональных задач;
  • Умеет производить сбор информации из первичных и вторичных источников в соответствие с задачами социологического исследования; обобщать полученные в ходе исследования данные; составлять и оформлять первичные результаты социологического исследования в соответствии с российскими и международными нормативными документами и стандартами;
  • Владеет навыками анализа теоретических и методологических проблем, возникающих при решении теоретических и практических задач в процессе исследования социальных проблем общества, общностей и социальных групп; навыками организации, проведения, интерпретации полученных данных и их представления.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Вторая инструментальная революция в социологии
  • 2. Задачи и методы количественных ad-hoc исследований
  • 3. Этнографические и B-to-B исследования
  • 4. Продуктовые исследования. От концепции до запуска продаж
  • 5. Управление качеством и удовлетворенностью клиента
  • 6. Возможности аналитики на базе потребительской панели РОМИР
  • 7. Панельные исследования: подходы через категорийный менеджмент
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Проекты (доклады)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.4 * Проекты (доклады) + 0.6 * Семинарская активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э. - Прикладная социология: методология и методы - 978-5-98281-155-4 - Альфа-М - 2009 - https://znanium.ru/catalog/product/147600 - 147600 - ZNANIUM
  • Карасев, А. П.  Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05189-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560158 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кравченко, А. И.  Методология и методы социологических исследований : учебник для вузов / А. И. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 659 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18257-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568832 (дата обращения: 04.07.2025).

Авторы

  • Десятова Мария Ивановна
  • Милехин Андрей Владимирович