• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Основные социологические подходы к анализу организаций

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватель


Гудова Елена Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с ключевыми социологическими подходами к анализу организаций. В нем рассматриваются базовые концептуализации формальных организаций, предложенные различными социологическими подходами, анализируются понятия бюрократии, целей, структуры, границ, окружающей среды организации, межорганизационного взаимодействия, организационных сетей и другие. Задача курса - ознакомить студентов с понятийным и концептуальным аппаратом социологических теорий организаций, объяснить генезис теорий организаций в зависимости от социально-экономического и культурного контекста, а также продемонстрировать различные подходы к эмпирическому изучению феномена формальной организации на материалах российских и зарубежных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса: дать систематизированное представление о ключевых подходах в рамках социологии организаций, как на уровне теоретических подходов, так и на уровне эмпирических исследований; познакомить с базовыми методами и техниками исследования организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные теоретические направления в области социологии организаций; - генезис феномена бюрократии в рамках формальных организаций; - основные социологические определения целей, структуры, границ организации; - характеристики межорганизационного взаимодействия; - концепции влияния внешней среды организации на ее поведение;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология организаций: ключевые категории и подходы
    Понятие организации и подходы к определению организаций. Два понимания организаций в социальных науках. Организация как система и процесс. Типы организаций: деловые (бизнес-) организации, некоммерческие организации, государственные организации и бюрократии. Предмет и ключевые категории социологии организаций. Самоопределение социологии организаций по отношению к современным теориям менеджмента и экономике организаций. Специфика социологических подходов к анализу организаций. Логика курса и принцип отбора подходов для рассмотрения
  • Тема 2. Теория рациональной бюрократии М. Вебера
    Формальная организация как «продукт» и «двигатель» эпохи модерна. Основные этапы возникновения крупных хозяйственных организаций. Отделение собственности от управления. Обособление бюрократии. Концепция бюрократии в системе основных социологических понятий. Понятие союза (Verband). Хозяйственные союзы. Рационализация различных форм союзов. Понятие и типы господства. Легальное господство и его роль в формировании бюрократических структур. Бюрократия как идеальный тип. Принципы работы бюрократического аппарата. Дисфункции бюрократии и критика рационально-бюрократической модели организации. Трансформация бюрократии из средства достижения целей в «цель в себе» (Р. Мертон). Дисфункции делегирования и специализации в организациях (Ф. Селзник). Влияние профессионального знания на функционирование бюрократических структур. Множественность типов бюрократии (А. Гоулднер). Динамика бюрократии (П. Блау)
  • Тема 3. Организация как естественная система (теории функционализма)
    Естественная vs. рациональная система. Генезис представления об организации как о естественной системе: школа человеческих отношений (Э. Мэйо), теории X и Y (Д. МакГрегор). Организация как кооперативная система (Ч. Барнард). Институционализация нерациональных элементов в организации (Ф. Селзник). Структурный функционализм в теории организаций (проект Т. Парсонса). Цели организации как функции более общей социальной системы. Механизмы определения и легитимирования целей организации. Классификация типов организаций в зависимости от целей. Способы экономической организации и получения ресурсов. Типы принимаемых решений в организации. Интеграция организации с другими социальными системами. Институциональная структура. Источники власти в организациях.
  • Тема 4. Организации как открытые системы: экологический подход к анализу организаций
    Понятие организаций как открытых систем. Окружающая среда организации и её эволюция. Уровни анализа организационной среды: от совокупности организаций (organization set) к организационной популяции (organizational population). Понятие организационной формы. Откуда берутся организационные формы? Естественный отбор и селекция организационных форм. Дженерализм и специализация. Среда как оптимизирующая сила. Организационные изменения и структурная инерция Понятие организационной популяции. Рождение и смерть организаций: логика организационной демографии. Р-стратегии и К-стратегии.
  • Тема 5. Новый институционализм в организационном анализе: проблематика организационных изменений
    Экспансия государственных бюрократий и проблема рационализации управления в крупных организациях. Переплетение формальной и неформальной структуры организации. Идея организационной анархии и модель «мусорной корзины» (garbage can model) Отличие «старого» и «нового» институционализма в организационном анализе. Институциональная среда и организации как слабо сцепленные системы (loose coupling). Почему организации так похожи друг на друга? Понятие организационного изменения и логика легитимности. Понятие изоморфизма, типы изоморфизма, отличие от изопраксизма. Организационное поле, структуры доминирования и коллективная рациональность. Организационная идентичность и организационная структура в логике нового институционализма.
  • Тема 6. Размывание организационных границ: сетевой подход к анализу организаций
    Проблема размывания организационных границ: динамика ресурсной зависимости, «переплетённый директорат», рост горизонтальных форм кооперации между организациями. Вертикальная и горизонтальная интеграция организации. Сетевые формы организации. Понятие межорганизационного взаимодействия. Социальный капитал организации. Характеристики и свойства социальных сетей. Структурная автономия организации и экономическая эффективность. Сети и инновации. Как осуществляется поиск и обмен идеями в экономике знаний? «Утечка мозгов» (brain drain) или «циркуляция мозгов» (brain circulation): объяснение инновационного роста Индии и Китая.
  • Тема 7. Теория договорного порядка в организационных исследованиях
    Символический интеракционизм и исследования организаций. Критика рационально-бюрократической модели организации интеракционистами. Исследования медицинских учреждений, колледжей, рынков, сферы искусства. Ключевые понятия теории договорного порядка. Значимые жесты и обобщенный другой. Процесс сигнификации. Переговоры как символическое взаимодействие. Темпоральность и эмерджентность переговоров. Дезорганизация и определение ситуации. Коллективные действия и конвенции.
  • Тема 8. Процессуальный подход и производство смыслов в организации
    «Производство смыслов» (sensemaking) в анализе организаций (К. Вейк). Значимость коммуникации и конструирования совместного понимания происходящего. Анализ критических событий и катастроф в организациях различного рода. Процессуальный подход к анализу организаций. Организация как «сущность» и как «процесс», «слабая» и «сильная» программы процессуального подхода. Исследования организационных изменений, коммуникации и практик сотрудников организации. Методологические особенности исследования организационных изменений. Нарративные подходы и сторителлинг (Б. Чарнявска, Я. Габриэль, Д. Боже)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • блокирующий Эссе
    Пересдача в формате написания мини-эссе в аудитории в присутствии преподавателя аналогична по темам и критериям оценки сдаче эссе. Требования к оформлению и объему текста не предъявляются. Мини-эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов, повторная пересдача не допускается.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в формате open book. Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар фотографию и включить камеру для подтверждения своего присутствия. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), пользоваться гаджетами (мобильными телефонами, планшетами и т.п.) Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными конспектами (письменными или электронными), материалами по курсу (лекциями, рекомендуемой литературой), ресурсами интернета. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка за курс = 0,3* активность на семинарских занятиях + 0,4 * эссе + 0,3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Scott, W. R., & Davis, G. F. (2016). Organizations and Organizing : Rational, Natural and Open Systems Perspectives (Vol. 1st ed). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1049991

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692723