• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая этнография

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра (4 курс), изучающих дисциплина «Цифровая этнография». Для специализаций 39.03.01 «Социология» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Методология и методы социологического исследования (первая часть), Методология и методы социологического исследования (вторая часть), Социальная и экономическая антропология.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие критического отношения к цифровым технологиям,
  • знакомство с методами сбора и анализа этнографических данных о пользовательских практиках использования цифровых технологий,
  • развитие умений постановки исследовательской проблемы и аргументированной подачи результатов этнографического исследования.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • развитие критического отношения к цифровым технологиям, знакомство с методами сбора и анализа этнографических данных о пользовательских практиках использования цифровых технологий
  • Знать о методических и организационно-технических возможностях и ограничениях основных методов этнографического исследования, уметь сравнивать познавательные возможности разных методов. Иметь навыки, компетенции в организации и проведении цифровой этнографии от постановки проблемы и выбора исследовательской стратегии до анализа материалов и выгрузки данных\хранения результатов.
  • Знать о методических и организационно-технических возможностях и ограничениях основных методов этнографического исследования, уметь сравнивать познавательные возможности разных методов. Иметь навыки, компетенции в организации и проведении цифровой этнографии от постановки проблемы и выбора исследовательской стратегии до анализа материалов и выгрузки данных\хранения результатов.
  • развитие умений постановки исследовательской проблемы и аргументированной подачи результатов этнографического исследования, сформировать опыт представления результатов исследовательских работ, выступая с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровой город
    Специфика сетевой метафоры города. Понятие инфраструктуры. Гражданственность технологий и res publica. Цифровое неравенство. Цифровая демократия. Экономика совместного использования. Микроурбанизм.
  • Критическая этнография цифровых технологий
    Концептуализация и проблемная ситуация в этнографическом исследовании. Этнография цифровых технологий. Критический подход к цифровым технологиям.
  • Микросоциологическая перспектива исследования цифровых технологий
    Микросоциология: Г. Гарфинкель, И. Гофман. Акторно-сетевая теория и городские ассабляжи: Б. Латур, И. Фариас. Этнография рабочих мест: Л. Сачман. Конверс-анализ: Х. Сакс, Э. Щеглофф, Г. Джефферсон, А. Турчик. Видеография.
  • Мобильные устройства в городском пространстве
    Мобильный телефон и виды его использования. Феномен пост-оседлости и пост-кочевничества. Новые элементы мобильной инфраструктуры города.
  • Data-сессии
    Организация и проведение открытых обсуждений собранных аудио- и видеоматериалов. Презентации исследовательских программ. Обсуждение проектов городских интервенций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в обсуждении теоретических и методических материалов на семинарах
    вес 0,2
  • неблокирующий Выполнение домашнего задания по одному из тематических разделов курса
    вес 0,3
  • неблокирующий Подготовка авторского мини-исследования с применением одного из изученных подходов
    вес 0,5
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Выполнение домашнего задания по одному из тематических разделов курса + 0.5 * Подготовка авторского мини-исследования с применением одного из изученных подходов + 0.2 * Участие в обсуждении теоретических и методических материалов на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tara E. Tarpey. (2015). Book Review of Video in Qualitative Research: Analysing Social Interaction in Everyday Life. Working Papers in Applied Linguistics and TESOL, (2), 50. https://doi.org/10.7916/D86Q281N/download
  • Опёнков, М., & Лысоченко, М. (2012). Онтология Мобильности (Размышления Над Книгой Маурицио Феррариса “Ты Где? Онтология Мобильного Телефона”). Философские Проблемы Информационных Технологий и Киберпространства, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14352667
  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/192568

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Svenonius, O., & Björklund, F. (2013). Video Surveillance and Social Control in a Comparative Perspective. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512326
  • Карпов, А. (2013). Ростислав Кононенко. Автомобильность В России. М.: Ооо «Вариант», Цспги, 2011. 156 С. Isbn 978-5-9033-6041-3. Laboratorium. Журнал Социальных Исследований, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14422949
  • Социальная антропология : курс лекций, Минюшев Ф. И., 1997