• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Экономическая теория

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В соответствии с рабочим учебным планом факультета Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла (Major). Данная дисциплина изучается на 1-ом курсе в течение 3-ого и 4-ого модулей. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Математика;  Экономика Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  уметь выполнять четыре арифметических действия без калькулятора;  знать правила действий с положительными и отрицательными числами и уметь применять их;  владеть понятием функции, её аналитическим и графическим изображением;  знать простейшие функции и их графики;  уметь обращаться с процентами;  уметь решать уравнения с одним неизвестным;  уметь решать систему двух уравнений с двумя неизвестными;  владеть понятием производной и уметь находить производные простейших функ-ций. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изуче-нии следующих дисциплин:  Институциональная экономика  Экономическая и социальная статистика  Экономическая социология. В 4 модуле 2019/2020 учебного года дисциплина реализуется онлайн на платформе MS Teams и/или Zoom.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в области изучения социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития, способных к выполнению организационно-административных, проектных, исследовательских и учебно-организационных задач в институтах власти, организациях бизнеса и других секторах экономики, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре
  • подготовка широко образованной, многосторонней личности с высоким уровнем общей, в том числе, экономической культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и методологические принципы макроэкономики
    Предмет макроэкономики. История развития макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы. Методы макроэкономического анализа. Проблема агрегирования. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Особенности макроэкономических показателей. Номинальные и реальные величины. Потоки и запасы. Различие критериев кратко- и долгосрочного периодов в микро- и макроэкономике. Роль ожиданий экономических агентов. Макроэкономическая теория как основа формирования экономической политики. Модель кругооборота доходов и расходов в экономике. Основные макроэкономические потоки. Равенство совокупных расходов и доходов в экономике. Функции финансовых рынков. Роль государства. Основные макроэкономические тождества. Анализ взаимосвязей между секторами экономики (частным, государственным и внешним миром) с помощью макроэкономических тождеств.
  • Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов
    Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП): понятие и способы измерения. Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. Измерение ВВП: производственный метод, метод конечного использования (по расходам) и распределительный метод (по доходам). Соотношение показателей в системе национальных счетов: показатели валового и чистого национального дохода (ВНД), валового и чистого внутреннего продукта (ЧВП), личного дохода (ЛД) и располагаемого личного дохода (РД). Номинальные и реальные показатели дохода и продукта. Индексы цен. Проблемы количественной оценки ненаблюдаемой экономики.
  • Основные проблемы макроэкономики: уровень выпуска, безработица, инфляция, экономическая цикличность, экономический рост
    Безработица и ее виды. Измерение безработицы. Естественный уровень безработицы и полная занятость. Причины безработицы. Циклическая безработица как отклонение от естественного уровня. Социальные последствия безработицы. Производство при полной занятости ресурсов. Понятие потенциального ВВП. Взаимосвязь безработицы и выпуска. Закон А. Оукена. Инфляция: сущность, причины, способы измерения. Виды инфляции в зависимости от темпа роста цен. Качественные признаки гиперинфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Связь между номинальной ставкой процента и ожидаемой инфляцией: эффект Фишера. Экономические и социальные последствия инфляции. Цикличность экономического развития и факторы ее обусловливающие. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы. Фазы цикла, проциклические и контрциклические показатели, индекс опережающих индикаторов. Общее представление об экономическом росте
  • Кейнсианская модель доходов и расходов. Равновесие на рынке благ. Крест Кейнса
    Совокупный спрос и определение равновесного объема выпуска. Планируемые и фактические расходы. «Кейнсианский крест». Изменение равновесного объема выпуска и эффект мультипликатора.
  • Бюджетно-налоговая политика
    Государство и его роль в экономике. Государственные расходы и их виды. Воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Мультипликатор государственных закупок. Мультипликатор трансфертов. Доходы государства. Налоги и их роль в экономике. Виды налогов. Системы налогообложения. Воздействие налогов на совокупный спрос. Мультипликатор автономных налогов. Мультипликатор автономных расходов при наличии подоходного налога. Фискальная политика, ее цели и инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика. Встроенные (автоматические) стабилизаторы. Государственный бюджет. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Теории сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Циклический и структурный бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Эффект вытеснения. Инфляционный налог. Анализ Сарджента – Уоллеса. Общий и первичный дефицит. Государственный долг. Экономические последствия долга. Современные дискуссии о размерах государственных расходов и связи между долей государственных расходов в ВВП и темпами экономического роста.
  • Деньги и их функции. Спрос на деньги
    Деньги: их происхождение, виды и функции. Денежные агрегаты. Спрос на деньги и его виды. Спрос на деньги в классической модели. Реальный и номинальный спрос на деньги. Количественная теория денег. Кембриджское уравнение. Нейтральность денег. Спрос на деньги в кейнсианской модели: трансакционный спрос, спрос на деньги из мотива предосторожности, спекулятивный спрос. Функция спроса на деньги. Реальная и номинальная ставки процента. Эффект Фишера.
  • Современная банковская система и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
    Коммерческие банки: основные функции, операции и роль в экономике. Банки как финансовые посредники. Резервы банков и их виды. Обязательные и избыточные банковские резервы. Роль коммерческих банков в создании денег. Механизм кредитной мультипликации. Центральный банк и его функции. Денежная база и денежная масса. Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Факторы, определяющие предложение денег. Равновесие денежного рынка. Последствия изменения спроса и предложения денег.
  • Денежно-кредитная политика
    Монетарная (денежно-кредитная) политика, ее цели и инструменты. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки процента. Операции на открытом рынке и их виды. Передаточный механизм монетарной политики. Временные лаги монетарной политики. Виды монетарной политики. Стимулирующая и сдерживающая монетарная политика. Выбор промежуточных целей монетарной политики. Проблема независимости Центрального банка. Влияние монетарной политики на совокупный спрос.
  • Модель IS-LM. Использование модели IS-LM для анализа макроэкономической политики в краткосрочном периоде
    Основные предпосылки модели. Модель IS-LM как модель краткосрочного равновесия на товарном и денежном рынках. Кривая IS как кривая равновесия товарного рынка. Графическое построение и алгебраический вывод уравнения кривой IS. Факторы, определяющие наклон и сдвиги кривой IS. Кривая LM как кривая равновесия денежного рынка. Графическое построение кривой LM и алгебраический вывод ее уравнения. Наклон и причины сдвигов кривой LM. Равновесный уровень совокупного дохода и равновесная ставка процента. Механизм достижения равновесия в модели IS-LM. Соотношение фискальной и монетарной политики и влияние их изменений на равновесие в модели IS-LM. Оценка эффективности монетарной и фискальной политики Смешанная политика в модели IS-LM и ее влияние на экономику.
  • Совокупный спрос и его выведение на основе модели IS-LM
    Модель IS-LM как модель совокупного спроса. Фискальная и монетарная политика в условиях гибких цен.
  • Совокупное предложение
    Совокупное предложение и факторы, на него влияющие. Модели краткосрочного совокупного предложения. Модель жесткой номинальной заработной платы. Влияние ожиданий на совокупное предложение. Модель неверных представлений работников М.Фридмана. Модель несовершенной информации Р.Лукаса. Модель жестких цен. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса как иная интерпретация модели совокупного предложения. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Инфляционные ожидания. Роль рациональных ожиданий в проведении эффективной антиинфляционной политики. Потери от борьбы с инфляцией. Коэффициент потерь. Антиинфляционная политика: «шоковая терапия» и «градуализм». Экономическая политика стимулирования предложения.
  • Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS
    Общее макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Модель экономической цикличности, основанная на взаимодействии совокупного спроса и совокупного предложения
  • Экономический рост
    Понятие экономического роста, его показатели и факторы. Модель Солоу. Предпосылки модели. Устойчивый уровень капиталовооруженности. Расширение модели: учет роста населения и технологического прогресса в модели. Изменение нормы сбережений. «Золотое правило» накопления, его экономический смысл и графическая интерпретация. Недостатки модели. Инвестиции как важнейший фактор экономического роста. Частные и государственные инвестиции. Динамика сбережений и инвестиций в российской экономике. Механизм перевода сбережений в инвестиции. Структура источников финансирования инвестиций, международные сопоставления. Возможности воздействия экономической политики на экономический рост.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценки за самостоятельную и аудиторную работу в модулях
    Самостоятельная и аудиторная работа в модулях оценивается по результатам мини-контрольных, проводимых на семинарских занятиях (2 самостоятельных работы в 3-ом модуле, 2 самостоятельных работы в 4-ом модуле продолжительностью 20 – 40 минут). Оценки за самостоятельные работы преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Две контрольных работы
  • неблокирующий Экзаменационная работа по дисциплине
    Оценка за экзаменационную работу не является блокирующей, и, в зависимости от накопленной оценки, в качестве итоговой студенту ведомости выставляется рассчитанная результирующая оценка. Экзамен по дисциплине «Экономическая теория» проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе https://et.hse.ru/. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, указанным на странице https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга; провести тест системы; включить камеру и микрофон; подключиться к веб-конференции в Zoom по ссылке, предоставленной студенту преподавателем; подтвердить личность с помощью демонстрации паспорта РФ, открытого на странице с фотографией, или иного документа, признаваемого удостоверением личности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и содержащим фотографию студента; продемонстрировать с помощью камеры комнату путем медленного поворота камеры на 360 градусов; продемонстрировать с помощью камеры содержимое стола или иной рабочей поверхности, на которой установлен компьютер студента; продемонстрировать с помощью камеры количество чистых листов бумаги, расположенных на столе для использования во время экзамена, путем их перекладывания с одновременным устным подсчетом. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, по телефону, с другими людьми, находящимися в той же или соседней комнате), списывать, пользоваться учебниками, конспектами лекций, тетрадями, любыми иными информационными материалами как в бумажной, так и в электронной форме. Во время экзамена студентам разрешено: записывать предварительные решения задач на черновиках, а также записывать окончательные решения на бумажных «чистовиках». Разрешено иметь на столе во время проведения экзамена следующие предметы: чистые листы бумаги (для использования в качестве черновиков и «чистовиков»), 2 (две) ручки, 1 (один) простой карандаш, калькулятор в виде отдельного устройства, не совмещенного с какими-либо другими устройствами (например, телефонами, планшетными компьютерами и т.д.). Каждый предмет, расположенный на столе, должен быть продемонстрирован студентом на камеру до начала экзамена. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более чем на 3 (три) минуты 00 секунд. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи более чем на 3 (три) минуты 00 секунд. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи экзамена в случае долговременного нарушения связи проводится в письменной форме в очном формате в сентябре 2020 г. или в более поздний срок (при наличии в сентябре 2020 г. ограничений на проведение очной экзаменационной процедуры, предусмотренных действующим законодательством РФ или локальными нормативными актами НИУ ВШЭ). Некоторые из задач, включенных в экзамен, требуют от студентов, помимо указания ответов, также отправки отсканированных (в т.ч. с помощью специализированных приложений для смартфонов или планшетных компьютеров) «чистовиков» – листов бумаги, на которых студент отражает весь ход решения каждой соответствующей задачи. «Чистовики» должны быть составлены студентом аккуратным читаемым почерком, не должны содержать помарок и должны давать возможность увидеть всю логическую цепочку решения каждой соответствующей задачи. «Чистовики», составленные нечитаемым или сложно читаемым почерком, не принимаются во внимание и считаются не загруженными студентом. Если студент указал в электронной системе тестирования (https://et.hse.ru/) ответ(ы) на задания той или иной задачи, включенной в экзаменационное задание, однако не предоставил отсканированный «чистовик», отражающий ход решения этой задачи,
  • неблокирующий Четыре самостоятельных работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оитог=min{ н*[т*(вс1*ср1+вс2*ср2+вс3*ср3+вс4*ср4)+вк1*кр1/10+вк2*кр2/10]+вэ*э/10 + б_i, 10}, где н=0.5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из контрольных работ, н=0.4, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две контрольные работы, н = 0.6 в остальных случаях; т=0,5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из контрольных работ, т = 0,9, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две контрольные работы, т = 0,3 в остальных случаях; вс1=вс2=вс3=вс4=0,25, если студент не пропустил ни одной из самостоятельных работ; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине первую самостоятельную работу, то вс1=0, вс2=вс3=0,33, вс4=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине вторую самостоятельную работу, то вс2=0, вс1=вс3=0.33, вс4=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине третью самостоятельную работу, то вс3=0, вс1=вс2=0.33, вс4=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине четвертую самостоятельную работу, то вс4=0, вс1=вс2=0,33, вс3=0,34; если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две самостоятельных работы №№ a и b, не пропустив при этом самостоятельные работы №№ c и d, то всa=вcb=0, всc=всd=0,5; вк1=вк2=0,5, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине одну из плановых контрольных, вк1=вк2=0, если студент пропустил по документально подтвержденной уважительной причине две контрольные работы, вк1=вк2=0,35 в остальных случаях; вэ = 0,4; ср1, ср2, ср3 и ср4 – баллы за самостоятельные работы №№1, 2, и 4, соответственно, начисляемые по 10-балльной шкале; кр1 и кр2 – баллы за контрольные работы №№1 и 2, соответственно, начисляемые по 100-балльной шкале; э – баллы за экзамен, начисляемые по 100-балльной шкале; б_i – бонусные баллы, начисляемые i-му студенту за активную работу на семинарских занятиях исходя из следующей формулы: б_i=(0,7*оуд_i_1+…+0,7*оуд_i_m+0,3*от_i_1+…+0,3*от_i_n)/max(0,7*оуд_1+…+0,7*оуд_M+0,3*от_1+…+0,3*от_N), где оуд_i_j – логическая переменная, принимающая значение «1», если i-й студент в j-й раз в течение семестра успешно ответил у доски в рамках семинарского занятия, продемонстрировав достаточный уровень знаний при самостоятельной решении той или иной задачи, предоставленной преподавателем, при этом всего таких успешных ответов у студента в течение семестра было m штук; от_i_j – балл i-го студента за j-й онлайн-тест (в случае их проведения в рамках семинарских занятий); max(0,7*оуд_1+…+0,7*оуд_M+0,3*от_1+…+0,3*от_N) – максимальное из значений выражения в скобках среди всех студентов учебной группы, в которую включен i-й студент, при этом M и N – количества успешных ответов у доски и сданных онлайн-тестов студента, для которого значение выражения в скобках после оператора «max» оказалось наибольшим среди всех студентов учебной группы, в которую входит i-й студент.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Серегиной С.Ф. - МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-00207-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-431987

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010