• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Март

Социология морали

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Основным лейтмотивом курса выступает проблематичный статус «социологии морали» как особой социологической суб-дисциплины, поскольку в XX веке данная проблематика в основном разрабатывалась (и продолжает разрабатываться) в смежных с социологией поведенческих и социальных науках, прежде всего в биологии, психологии, экономике, антропологии, нейронауке и др. В связи с этим, в рамках курса особое внимание уделяется трем аспектам. Во-первых, демонстрации того, что проблематика морали и морального занимала центральное место в ряде классических социологических концепций, однако с развитием социологии во второй половине прошлого столетия фактически приобрела статус маргинальной. Во-вторых, анализу основных теоретико-методологических подходов к изучению морали в ряде современных социальных и поведенческих наук, в значительной степени формирующих повестку дня в этой исследовательской области. Наконец, главной целью курса является поиск собственных исследовательских подходов для «новой» социологии морали, учитывающих, с одной стороны, как классические традиции, так и достижения смежных наук, а с другой – претендующих на оригинальный исследовательский фокус.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Социология морали» является формирование у студентов представления об истории изучения проблематики морали в социологии, а также о современных теоретических и методологических подходах к изучению морали, разработанных в рамках различных дисциплин, изучающих поведение человека; кроме того, в задачи курса входит развитие способности студентов к анализу феномена морали в междисциплинарной перспективе, а также выявлению специфически социологического фокуса изучения моральных представлений и морального поведения
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает основные концепции морали в классической социологической традиции.
  • Знает основные модели объяснения и теоретические подходы к изучению морали в социальных и поведенческих науках. Умеет рассматривать научное изучение морали в междисциплинарной исследовательской перспективе.
  • Знает основные методологические подходы к эмпирическому изучению моральных представлений, моральных эмоций и морального поведения.
  • Знает основные социально-психологические подходы к изучению морального развития.
  • Анализирует особенности и потенциал социологического подхода к изучению моральных феноменов в контексте междисциплинарной науки о морали.
  • Владеет навыками навыками анализа и критики различных подходов к изучению морали в социальных и поведенческих науках.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социологию морали. Мораль в классической социологической традиции.
    Что такое мораль? Возможные определения понятия. Концепции морали в классической социологической теории – Спенсер, Дюркгейм, Вебер, Парсонс. Проблематика морали в социологи в XX веке. «Новая» социология морали в междисциплинарной перспективе.
  • Мораль и теория эволюции
    Эволюционные предпосылки возникновения морали. Проблема эволюции сотрудничества. Эволюционный подход изучению альтруизма. Эволюционная психология как модель объяснения морали.
  • Моральное познание и моральные эмоции
    Роль и соотношение когнитивных процессов и эмоций в моральных суждениях: «социально-интуитивистская модель» (Дж. Хайдт) и «модель двойственного процесса» (Дж. Грин). Проблема моральных эмоций: гнев и отвращение как базовые моральные эмоции, их роль в моральном поведении. Моральные эмоции в эволюционной перспективе.
  • Моральное развитие: «природа» vs. «воспитание».
    Моральное развитие ребенка. Врожденная предрасположенность к морали. Роль воспитания в моральном развитии. Развитие способности к моральным суждениям. Теория морального развития Л. Колберга и ее критика.
  • Мораль и культура. Мораль и социальная структура.
    Мораль в сравнительной перспективе. Исследования кросс-культурной вариации моральных норм и «ценностей». Мораль в структуре социальных отношений. Мораль и религия. Мораль и социальная структура. Социоэкономический статус и моральное поведение. Мораль в контексте классовых отношений.
  • Моральная идентичность. Моральное поведение: личность vs. ситуация.
    Роль моральной идентичности в развитии личности и моральном поведении. Моральные «примеры для подражания». Влияние ситуации на (а)моральное поведение. «Моральное выключение», «моральное лицемерие». Стэнфордский тюремный эксперимент и его критика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • блокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в аудитории в формате написания мини-эссе на предложенные преподавателем вопросы по курсу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Письменный экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sociology, Giddens, A., Sutton, P. W., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм Э., Гофман А. Б., 1995