• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология потребления

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология потребления» знакомит студента с представлениями о природе потребления с позиции современной экономической социологии. Вкупе с практической составляющей студенты получают полноценное видение того, как необходимо исследовать потребление населения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии в области изучения потребления населения
  • Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований потребления
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Сравнивает концепции экономического и социологического подходов к изучению потребления
  • Анализирует причины различий в потреблении
  • Анализирует особенности потребления в России.
  • Сравнивает классические и современные экономические теории потребления
  • Сравнивает концепции потребления на основе теории знаков и другие теории
  • Владеет основами концепций формирования ценностей
  • Умеет анализировать различия в стиле жизни
  • Умеет применять теории социальной стратификации к анализу современного потребления
  • Сравнивает различные концепции новых типов обществ
  • Сравнивает концепции культурного и этического потребления
  • Умеет применять концепцию постмодерна к анализу современного потребления
  • Знает основные причины различий в структурах повседневности 15-18 веков
  • Анализирует особенности потребления в СССР
  • Знает основные функции питания и одежды, сравнивает концепции объяснения различий в потреблении
  • Умеет применять основные концепции потребления туризма и досуга к современности
  • Знает основные элементы системы вещей и умеет их применять к анализу потребления
  • Знает основные этапы разлития торговли и их особенности, умеет сравнивать
  • Умеет анализировать причины и последствия макдональдизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления
    Предмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии. Потребление как социологическая категория.
  • История потребления в Европе и в мире
    Потребление в историческом контексте. Основные черты потребления в средние века в Европе (Ж. Ле Гофф). Структуры повседневности и история материальной культуры эпохи капитализма (Ф. Бродель). «Потребительские революции» XVI- XIX в. (Г. Мак-Кракен). Цивилизационный процесс (Н .Элиас).
  • Тенденции в потреблении в СССР и в современной России
    Основные этапы развития потребления в СССР. Дефицит и карточки, голод в 1930х годах. Послевоенное восстановление. Новые черты потребления в 1950-60х гг. Жизненный стандарт в 70-е – 80-е годы. Изменения в потреблении в 90-е годы.
  • Использование социологических концепций и предпосылок в экономических моделях потребления
    Эволюция взглядов на потребление в основных экономических теориях. Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения. Теория вкусов Г.Беккера. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса (Х. Лейбенстайн). Технологии потребления (К.Ланкастер). Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов (Дж. Акерлоф). Потребление в условиях риска и страхование. Потребление общественных и бесплатных благ. Потребление в неоинституциональной теории (Д. Норт). Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита (Я. Корнаи).
  • Человек и вещь. Потребление знаков
    Человек в мире вещей. Система вещей (Ж. Бодрийяр). Функциональные, внефункциональные, мета и дисфункциональные вещи и их свойства. Потребление знаков. Культурная биография вещей (И. Копытофф). Типы отношения людей к вещам. (В. Голофаст). Потребление как процесс манипулирования знаками. Вещи, знаки и коды, символы. Пространство и знаки (С. Лэш, С. Урри). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж .Бодрийяра. Симулякр.
  • Основные концепции формирования ценности вещей
    Трудовая теория стоимости К.Маркса. Полезность и стоимость у маржиналистов. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра.
  • Концепция стиля жизни в теории потребления
    Потребление как важнейшая составляющая стиля жизни. Различные подходы к определению понятия «стиль жизни». Концепция «стиля жизни» П. Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал. Типологии стилей жизни.
  • Потребление в теориях социальной стратификации
    Потребление и социальная включенность. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур). Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т. Веблен). «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г. Мак-Кракен).
  • Теории новых типов обществ в социологии потребления
    Неомарксизм и Франкфуртская школа о массовом потреблении. Общество массового потребления (А.Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж.Бодрийяр). Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер). Концепция общества потребления.
  • Потребление в культурологическом и этическом контексте
    Культурологический подход к потреблению (М.Дуглас, Б.Ишервуд). Функции потребления. Потребление как ритуал. Этика потребления: рациональность и романтизм (К.Кэмпбел). Традиционное и современное потребление. Гедонизм. История потребительской культуры (Д.Слетер). Различные взшляды на культуру потребления: производство потребления, способы потребления, знаки и образы (М.Физерстоун). Иерархия культуры: «высокое искусство» и «народная культура». Потребление эстетических благ и массовая культура.
  • Трансформации потребления в обществе постмодерна
    Понятие культуры постмодернизма (З.Бауман). Понятия постмодерна и постмодернизма. Новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления. (М.Физерстоун). Фрагментация тождественности в потреблении эпохи постмодерна. «Мозаичность» стилей жизни. Трансформации желаний и потребностей.
  • Семинар 1. "Структуры повседневности" Ф.Броделя
    Структуры повседневности и история материальной культуры эпохи капитализма (Ф. Бродель). Роскошь и повседневное потребление. Тенденции в потреблении пищи и напитков в XV-XVIII вв. Роскошь и повседневность в одежде и жилище.
  • Семинар 2. Потребление в СССР
    Дефицит в СССР в 1930х гг. (Осокина). Карточная система и торговля. Повседневная жизнь людей в эпоху Хрущевской оттепели. Основные черты советской очереди (Николаев).
  • Семинар 3. Потребление в сферах питания и одежды
    Особенности потребления в сфере питания и одежды. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел). Причины ограничения количества потребления пищи. Причины отказа от различных видов пищи. Структуралисткие исследования в области потребления. Функции одежды. Одежда как язык (ф.Дэвис). Этапы распространения моды. Одежда и социальный статус. Теория просачивания (Г.Зиммель).
  • Семинар 4. Потребление в сферах туризма и культуры.
    Трансэстетика потребления искусства (Ж. Бодрийяр). Высокое искусство и коммерция (Вайтли). Поп-арт и китч. Коммодизация современного театра (Кершоу). Высокое искусство как социальный капитал. История, предпосылки и этапы развития туризма (Лэш, Урри). Планы туристического восприятия (МакКаннелл). Туристическое созерцание.
  • Семинар 5. "Система вещей" Ж.Бодрийяра.
    Система вещей (Ж. Бодрийяр). Функциональные, внефункциональные, мета и дисфункциональные вещи и их свойства. Жестуальность. Модели и серии. Реклама и кредит как механизмы акселерации потребления. Потребление знаков.
  • Семинар 6. Шоппинг как способ потребительского поведения.
    Рождение и основные особенности универмагов. Новая организация торговли. Супермаркет и универмаг – сходство и различия. Принципы организации торговли в супермаркете. Функции шоппинга. Новые формы торговли. Интернет-шоппинг.
  • Семинар 7. Макдональдизация потребления.
    Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер). Основные характеристики макдональдизации. Недостатки и будущее макдональдизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание эссе
  • неблокирующий Самостоятельная работа (доклад)
  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа
    В контрольной предполагается дать краткий письменный ответ на 6 вопросов. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение контрольной работы – 1 час 20 минут.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность обсуждения вопросов преподавателя на семинаре, вопросы к докладчикам и их обсуждение. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Экзаменационная работа выполняется в форме теста в компьютерном классе. В тесте содержится 40 вопросов по тематике дисциплины. Тест считается пройденным успешно, если даны правильные ответы более чем на 35% заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Написание эссе + 0.08 * Промежуточная контрольная работа + 0.12 * Самостоятельная работа (доклад) + 0.5 * Экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ильин В. И.-СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-433-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08321-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-potrebleniya-438290
  • Социология потребления : учеб. пособие, Рощина Я. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология потребления : учеб. пособие / М.Е. Родионова, С.В. Назаренко, Е.А. Агеева, Н.И. Киселева, К.В. Голубева. — М. : ИНФРА-М, 2018. —189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/970001