• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Методология и методы социологического исследования

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Это 2 часть курса «Методология и методы социологического исследования». Курс позволяет узнать специфику качественных методов, их возможности и ограничения. Студенты реализуют полевой исследовательский проект полного цикла с применением методов наблюдения и интервью
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - заложить основы понимания специфики качественных методов, показать сущность и разнообразие исследовательских возможностей качественной исследовательской стратегии, выработать практические навыки планирования и проведения полевого качественного исследования, работы с качественными методами сбора и анализа эмпирических данных.
  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы социологического исследования» являются формирование у слушателей целостного представления о проведении эмпирического социологического исследования, базовых знаний об арсенале существующих методов сбора социологической информации, а также практических навыков проведения исследований. По итогам курса студенты должны научиться самостоятельно решать проблему адекватности теоретической концепции эмпирическому уровню исследования, а также овладеть методологическими, методическими и организационными основами исследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные принципы методологии социологического исследования, специфику применения базовых методов сбора социологической информации. • Уметь выбирать и применять основные методы сбора данных, интерпретировать получаемые результаты; планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации, оценивать надежность и валидность используемых методик, полученных данных. • Иметь навыки подготовки и проведения социологического исследования с помощью основных методов сбора данных (от постановки проблемы исследования до анализа данных и презентации результатов); приобрести опыт проведения эмпирического исследования с помощью метода онлайн опроса. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Социологическая теория • Прикладное программное обеспечение • Профориентационный семинар • Учебная практика Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • основные классические и современные социологические теории и школы; • логический анализ при решении исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке собранной профессиональной и общенаучной информации; • базовые навыки работы с прикладным программным обеспечением; • базовые представления о профессии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные подходы к анализу качественных данных
  • Знает особенности применения этнографического метода
  • Способен самостоятельно провести исследование с использованием метода фокус-групп
  • Студент владеет навыками проведения качественного интервью
  • Студент знает виды опроса, умеет выбрать соответствующий вид опроса для собственного эмпирического исследования. Знает основные техники расспрашивания для разных видов интервью.
  • Студент знает и умеет применять правила составления социологической анкеты.
  • Студент знает из каких этапов состоит пилотаж социологического инструментария (например, анкеты) и умеет применять их в своем эмпирическом исследовании.
  • Студент знает из чего состоит программа исследования и имеет навыки для разработки программы собственного эмпирического исследования.
  • Студент знает основные принцип и правила измерения в социологии, виды шкал, имеет понятие латентной переменной.
  • Студент знает основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования
  • Студент знает основные принципы построения выборки, знает виды выборок в социологических исследованиях.
  • Студент знает особенности обеспечения надежности и валидности качественного исследования
  • Студент знает правила постановки исследовательского вопроса, выдвижения гипотез, формулировки исследовательских задач
  • Студент знает принципы исследовательской этики в качественном исследовании
  • Студент знает специфику применения основных стратегий качественного исследования
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных. Отличает качественный и количественный контент-анализ.
  • Студент знаком с основными неопросными видами методов сбора данных, имеет представление о нереактивных данных. Умеет выделять разные виды наблюдения.
  • Студент знаком с разными видами вопросов, применяемых в анкете и умеет разработать анкету согласно программе исследования и таблице операционализации.
  • Студент может идентифицировать разные виды эмпирического исследования, отличать качественное и количественное исследование. Конструировать многометодное исследование,в том числе со стратегией смешивания (кач+ колич) методов.
  • Студент способен грамотно проектировать качественное исследование
  • Студент способен формировать и обосновывать выборку в качественном исследовании
  • Студент умеет формулировать концептуальные и операциональные определения социологических понятий.
  • Умеет грамотно проанализировать собранные качественные данные
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Качественные исследования в системе социального знания (3 курс)
  • Основы методологии в социологии
  • Дизайн и проектирование качественного исследования (3 курс)
  • Программа социологического исследования
  • Измерение. Виды шкал. Критерии качества измерения.
  • Проблемы надежности и валидности. Исследовательская этика (3 курс)
  • Опрос как метод сбора данных
  • Метод интервью (3 курс)
  • Анкета как исследовательский инструмент
  • Фокус-группа (3 курс)
  • Классификация вопросов. Требования к формулировкам вопросов.
  • Метод наблюдения в качественном исследовании (3 курс)
  • Основные техники пилотажного исследования
  • Анализ качественных данных (3 курс)
  • Основы выборки
  • Наблюдение как метод социологического исследования
  • Контент-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования»
  • неблокирующий Домашняя работа №2 «Введение к литобзору»
  • неблокирующий Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2
  • неблокирующий Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)»
  • неблокирующий Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала»
  • неблокирующий Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули
  • неблокирующий Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад)
  • неблокирующий Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Домашняя работа №6 «Анкета+»
  • неблокирующий Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)»
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль
  • неблокирующий Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования»
  • неблокирующий Домашняя работа №2 «Введение к литобзору»
  • неблокирующий Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2
  • неблокирующий Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)»
  • неблокирующий Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала»
  • неблокирующий Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули
  • неблокирующий Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад)
  • неблокирующий Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Домашняя работа №6 «Анкета+»
  • неблокирующий Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа)
  • неблокирующий Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)»
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль
  • неблокирующий Контрольная работа: тест по пройденным темам
  • неблокирующий Домашнее задание 3. Протокол наблюдения
  • неблокирующий Домашнее задание 2. Интервью
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Домашнее задание 4. Отчет об исследовании
  • неблокирующий Домашнее задание 1. Проект исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.05 * Домашняя работа №5 «Реконструкция концепта из анкеты» (текст и доклад) + 0.1 * Домашняя работа №7 «Неопросный метод (наблюдение или контент-анализ)» + 0.05 * Контрольная работа №1, тестовые задания по темам лекций №1-2 + 0.05 * Контрольная работа №4, тестовые задания по темам лекций № 9-10 (аудиторная письменная работа) + 0.1 * Контрольная работа №3, тестовые задания по темам лекций № 5-8 (аудиторная письменная работа) + 0.1 * Домашняя работа №3 «Проект программы собственного исследования (до таблицы операционализации)» + 0.1 * Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 3 модуль + 0.1 * Домашняя работа №4 «Сумматорная шкала» + 0.1 * Домашняя работа №2 «Введение к литобзору» + 0.05 * Домашняя работа №1 «Реконструкция программы исследования» + 0.05 * Домашняя работа №6 «Анкета+» + 0.1 * Активность на семинарских занятиях (набор баллов за доклады, выступления, вопросы) за 1-2 модули + 0.05 * Контрольная работа №2, тестовые задания по темам лекций №3-4 (аудиторная письменная работа)
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Домашнее задание 1. Проект исследования + 0.1 * Контрольная работа: тест по пройденным темам + 0.3 * Домашнее задание 4. Отчет об исследовании + 0.2 * Домашнее задание 3. Протокол наблюдения + 0.2 * Домашнее задание 2. Интервью + 0.1 * Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An introduction to qualitative research, Flick, U., 2009
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2007
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The coding manual for qualitative researchers, Saldana, J., 2016
  • The SAGE handbook of qualitative research, , 2018
  • Антон Смолькин. (2015). Искажения в самоописаниях в ходе неформализованного интервью: сенситивные ситуации и стратегии самообъяснения информантов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B07FE3
  • Бабич, Н., & Власова-ягодина, А. (2013). Методы Отбора Внутри Домохозяйств В Репрезентативных Исследованиях Социальных Норм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A08FC9DE
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Картавцев Владимир Владимирович. (n.d.). Механика Интервью: Производство Ситуативной Адекватности Ответов На Открытые Вопросы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmehanika-intervyu-proizvodstvo-situativnoi-adekvatnosti-otvetov-na-otkrytye-voprosy