• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Социология повседневности

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Корбут Андрей Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Социология повседневности» призвана дать студентам систематизированное представление о социологических подходах к изучению повседневной жизни, обучить основным методам анализа повседневных ситуаций, действий и акторов, сформировать навыки проведения самостоятельных исследований повседневности. В рамках дисциплины внимание будет уделяться как теоретическим подходам к изучению повседневности, так и анализу эмпирического материала. В ходе курса будут рассмотрены такие вопросы, как: история социологии повседневности; современное состояние социологии повседневности; основные понятия и темы социологии повседневности; принципы проведения социологических исследований повседневности; применение исследований повседневности в корпоративном секторе. Рассмотрение этих вопросов будет происходить с опорой на эмпирические материалы реальных исследований в области социологии повседневности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • наличие систематизированного представления о социологических подходах к изучению повседневной жизни
  • владение основными методами анализа повседневных ситуаций, действий и акторов
  • умение проводить самостоятельные исследования в области социологии повседневности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные подходы к проблеме повседневности в философии и антропологии
  • знать основные подходы к проблеме повседневности в социологии
  • знать методы изучения повседневности в социологии
  • знать ключевые фигуры и понятия в области социологического анализа повседневных практик в публичных местах
  • знать способы изучения и механизмы самоидентифкации и представления себя другим в повседневных ситуациях
  • знать способы изучения и механизмы повседневной организации бытовой социальной жизни
  • знать способы изучения и механизмы разговорной активности социальных акторов в различных контекстах социальной жизни
  • знать способы изучения и механизмы телесной координации и материального опосредования действий в повседневных социальных ситуациях
  • знать способы изучения и механизмы взаимодействия людей с техническими системами в повседневной жизни
  • знать способы изучения и механизмы организации профессиональной деятельности в повседневных рабочих ситуациях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема повседневности в антропологии, философии и социологии
    Феноменологическая философия Э. Гуссерля: очевидность, естественная установка и жизненный мир. Философия М. Хайдеггера: временность, присутствие и подручность. Социальная антропология Б. Малиновского: стать туземцем. Социология Г. Зиммеля: повседневное взаимодействие как единица анализа. Прагматический поворот в социологии и проблема неявного знания. Проблема микро/макро
  • Социологические подходы к повседневности
    Чикагская школа. Символический интеракционизм: Дж. Г. Мид и Г. Блумер. Интеракционный анализ Э. Гоффмана. Феноменологическая социология А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. Микросоциология Т. Шеффа. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Анализ категоризации членства и конверсационный анализ Х. Сакса. Феминистская социология повседневности Д. Смит
  • Методы изучения повседневности
    Проблема наблюдателя и участника. Этнография и включенное наблюдение. Анализ разговоров. Видеоанализ. Анализ документов. Глубинное интервью. Этика исследования и информированное согласие
  • Поведение в публичных местах
    Взаимодействие на публике. Телесная идиома. Персональный фасад. Организация перемещений: улицы и толпы. Вежливое невнимание. Вовлеченность в происходящее. Воспринимаемая нормальность повседневных взаимодействий. Разговоры между незнакомцами. Механизмы категоризации членства. Публичное взаимодействие в институциональном контексте
  • Идентичность, личность, Я
    Лицо и его сохранение в повседневной жизни. Социальный генезис человеческого Я. Представление себя другим. Я и Другой. Роль и ролевая дистанция. Идентичность как дискурсивная конструкция. Гендерная и этническая идентичность во взаимодействии
  • Рутина и бытовые практики
    Порядок действий и взаимодействий. Проблема следования правилу. Ритуалы и привычки. Каждодневные рутины и ритмы. Досуговые практики. Структурирование времени. Повседневность домашней жизни. Употребление еды и напитков
  • Повседневные разговоры
    Разговор как система обмена высказываниями. Чередная организация разговора. Последовательностная организация разговора. Разговоры с друзьями и родственниками. Разговоры в институциональных контекстах. Юмор и шутки в повседневных разговорах. Жаргоны и социальные статусы
  • Материальность и телесность
    Поведение в материальной среде. Дом и рабочее место. Использование орудий и инструментов. Воплощенность повседневного мышления. Навыки, умения и обучение. Гендер и тело. Эмоции и их выражение. Делегирование функций. Трансляция и аккумуляция повседневных действий. Дистанционное действие
  • Технологии в повседневной жизни
    Технологии и культура. Технологически опосредованные взаимодействия. Мобильная связь в структуре повседневных контактов. Проблема виртуальной реальности. Социальные взаимодействия в компьютерных играх. Повседневная жизнь в цифровую эпоху
  • Профессиональная повседневность
    Повседневные запасы знаний и их распределение в обществе. Рабочее место и его организация. Профессиональные навыки, профессиональное мышление, профессиональный взгляд. Отношения с коллегами по работе. Кооперация и распределение труда в процессе работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charles Goodwin. (2000). Action and embodiment within . . . Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9665446F
  • Garfinkel, H., & Livingston, E. (2003). Phenomenal field properties of order in formatted queues and their neglected standing in the current situation of inquiry. Visual Studies, 18(1), 21–28. https://doi.org/10.1080/147258603200010029
  • Harper, R., Rintel, S., Watson, R., & O, H. K. (2017). The ‘interrogative gaze’:Making video calling and messaging ‘accountable.’ https://doi.org/10.1075/prag.27.3.02har
  • Scott, S. (2009). Making Sense of Everyday Life. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=575138
  • Sidnell, J., & Stivers, T. (2013). The Handbook of Conversation Analysis. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477250
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • ТУРЧИК АННА ВАСИЛЬЕВНА. (2013). Конверсационный анализ институционального взаимодействия: коммуникативные стратегии участников «Прерванного» телефонного интервью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0225E0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Heath, C., Luff, P., & Hindmarsh, J. (2010). Video in Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683974
  • Артем Рейнюк, & Александр Широков. (n.d.). Этнометодология видеоигр: феноменальное поле в игровой практике. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fetnometodologiya-videoigr-fenomenalnoe-pole-v-igrovoy-praktike
  • Социология культуры: путь в новое тысячелетие : учеб. пособие для вузов, Ионин, Л. Г., 2000