• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Моделирование экономического поведения домохозяйств

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Моделирование экономического поведения домохозяйств» направлена на получение и совершенствование навыков практического использования данных, аналитических инструментов, экономических подходов для исследования закономерностей и особенностей изменения поведения домашних хозяйств Российской Федерации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами представлений о современном экономическом подходе к поведению домашних хозяйств (теоретические модели)
  • Опыт применения и испытания этих теоретических моделей на эмпирических данных о населении современной России, объяснения реального экономического процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать возможности применения РМЭЗ НИУ ВШЭ для анализа поведения домохозяйств
  • Знать основные понятия и теории поведения домохозяйств
  • Знать особенности и уметь применять модели факторов заключения и расторжения брака
  • Знать особенности и уметь применять модели факторов принятия решения о рождении ребенка
  • Знать особенности и уметь применять модель занятости в домашнем производстве
  • Знать особенности и уметь применять модель отдачи от инвестиций в здоровье
  • Знать особенности и уметь применять модель отдачи от человеческого капитала
  • Знать особенности и уметь применять модель потребления аддиктивных благ. Знать структуру доходов и расходов
  • Знать особенности и уметь применять модель предложения труда
  • Знать особенности и уметь применять модель факторов неравенства в доступе к образованию
  • Уметь анализировать структуру доходов и расходов семей, рассчитывать дефлированные доходы и расходы.
  • Уметь оценивать модели отдачи от человеческого капитала и предложения труда, а также вероятности смены трудового статуса в пакете STATA.
  • Уметь применять модели экономического поведения домохозяйств для анализа данных РМЭЗ НИУ ВШЭ, уметь интерпретировать результаты.
  • Уметь склеивать данные индивидуальных и семейных файлов. Уметь склеивать данные разных волн исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Л1. Основные понятия, теории и источники данных о поведении домохозяйств
  • Л2. Российский мониторинг экономического положения и здоровья как эмпирическая база анализа поведения домохозяйств
  • Л3. Жизненный цикл домохозяйства. Заключение и расторжение брака
  • Л4. Фертильное поведение семей
  • Л5. Отдача от человеческого капитала
  • Л6. Инвестиции в человеческий капитал и доступность образования
  • Л7. Предложение труда. Домохозяйства на рынке труда.
  • Л8. Распределение времени и домашнее производство.
  • Л9. Инвестиции в здоровье и отдача от инвестиций в здоровье.
  • Л10. Доходы, расходы и потребление домохозяйств.
  • П1. Знакомство с базой RLMS-HSE. Использование семейных и индивидуальных данных.
  • П3. Преобразование семейных данных.
  • П5. Преобразование индивидуальных данных. Типологический анализ.
  • П6. Оценка регрессионных моделей – 1.
  • П7. Оценка регрессионных моделей -2.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен по теоретической части - тест в ЛМС, сессия 1го модуля
    Экзаменационная работа выполняется в форме онлайн теста в LMS с видеоконтролем в зум. Время работы – 90 мин. (1 час 30 минут). В тесте содержатся открытые вопросы на примерение знаний по теоретической части курса. Студентам не будут показаны правильные ответы, время на выполнение теста ограничено
  • неблокирующий Эссе
    Выполняется студентом самостоятельно. Каждый студент выполняет один мини-проект. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме. Сдается в письменной форме через 7 днейпосле последнего практического занятия, но не позднее 10 дней до проставления итоговой оценку по курсу. Ориентировочный объем – 10-12 стр. Каждая работа включает: название, ФИО автора и номер группы, краткое обоснование темы, цели и задачи, гипотезы, объект и предмет, теоретическая основа (модель), эмпирическая модель (метод), данные (подготовка и выбор), полученные результаты. В качестве приложения обязательны файлы синтаксиса SPSS.
  • неблокирующий Работа на практических занятиях
    В течение 7 занятий (по 4 ак. часа каждое) студенты выполняют задания, предлагаемые преподавателем. На основе степени успешности выполнения заданий выставляется суммарная оценка. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях на основе правильности выполнения поставленных преподавателем задач для реализации в компьютерном классе. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    100% оценки - экзамен по теоретической части (тест)
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Эссе + 0.2 * Работа на практических занятиях + 0.3 * Экзамен по теоретической части - тест в ЛМС, сессия 1го модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств на базе данных RLMS-HSE : лекции для социологов, Рощина, Я. М., 2015
  • Человеческое поведение: экономический подход : избранные труды по экономической теории, Беккер, Г. С., 2003
  • Экономика труда (экономическая теория труда) : учеб. пособие для вузов, Рощин, С. Ю., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alper, N. O. ( 1 ), & Morlock, M. J. ( 2 ). (n.d.). Moonlighting Husbands or Working Wives: An Economic Analysis. Journal of Family Issues, 3(2), 181–198. https://doi.org/10.1177/019251382003002004
  • Arleen Leibowitz. (1974). Home Investments in Children. NBER Chapters, 111. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.nbr.nberch.3686
  • Barros, P. P., McGuire, T. G., & Pauly, M. V. (2012). Handbook of Health Economics (Vol. 1st ed). Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=453921
  • Becker, G. S. (1973). A Theory of Marriage: Part I. Journal of Political Economy, 81(4), 813. https://doi.org/10.1086/260084
  • Becker, G. S. (1974). A Theory of Marriage: Part II. Journal of Political Economy, 82(2), 11. https://doi.org/10.1086/260287
  • Becker, G. S. (1993). Human Capital : A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education (Vol. 3rd ed). Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=272561
  • Becker, G. S., & Lewis, H. G. (1973). On the Interaction between the Quantity and Quality of Children. Journal of Political Economy, 81(2), S279. https://doi.org/10.1086/260166
  • Becker, G. S., & Murphy, K. M. (1988). A Theory of Rational Addiction. Journal of Political Economy, 96(4), 675. https://doi.org/10.1086/261558
  • Becker, G. S., & Tomes, N. (1979). An Equilibrium Theory of the Distribution of Income and Intergenerational Mobility. Journal of Political Economy, 87(6), 1153. https://doi.org/10.1086/260831
  • Becker, G. S., Landes, E. M., & Michael, R. T. (1977). An Economic Analysis of Marital Instability. Journal of Political Economy, 85(6), 1141. https://doi.org/10.1086/260631
  • Becker, G. S., Murphy, K. M., & Grossman, M. (2006). The Market for Illegal Goods: The Case of Drugs. Journal of Political Economy, 114(1), 38–60. https://doi.org/10.1086/498918
  • Becker, G. S., Murphy, K. M., Kominers, S. D., & Spenkuch, J. L. (2018). A Theory of Intergenerational Mobility. Journal of Political Economy, 126, S7–S25. https://doi.org/10.1086/698759
  • Boulier, B. L., & Rosenzweig, M. R. (1984). Schooling, Search, and Spouse Selection: Testing Economic Theories of Marriage and Household Behavior. Journal of Political Economy, 92(4), 712. https://doi.org/10.1086/261253
  • De Tray, D. N. (1973). Child Quality and the Demand for Children. Journal of Political Economy, 81(2), S70. https://doi.org/10.1086/260154
  • Dennis N. De Tray. (1974). Child Quality and the Demand for Children. NBER Chapters, 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.nbr.nberch.2964
  • Edward N Wolff. (1999). Wealth Accumulation by Age Cohort in the U.S., 1962–1992: The Role of Savings, Capital Gains and Intergenerational Transfers. The Geneva Papers on Risk and Insurance - Issues and Practice, (1), 27. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.pal.gpprii.v24y1999i1p27.49
  • Gary S. Becker, & H. Gregg Lewis. (1974). Interaction between Quantity and Quality of Children. NBER Chapters, 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.nbr.nberch.2963
  • Gary S. Becker, Kevin M. Murphy, & Ivan Werning. (2005). The Equilibrium Distribution of Income and the Market for Status. Journal of Political Economy, (2), 282. https://doi.org/10.1086/427463
  • Gary S. Becker. (1962). Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, 1. https://doi.org/10.1086/258724
  • Gronau, R. (1973). The Effect of Children on the Housewife’s Value of Time. Journal of Political Economy, (2), 168. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v81y1973i2ps168.99
  • Gronau, R. (1976). The Allocation of Time of Israeli Women. Journal of Political Economy, (4), 201. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v84y1976i4ps201.20
  • Gronau, R. (1977). Leisure, Home Production, and Work——the Theory of the Allocation of Time Revisited. Journal of Political Economy, 85(6), 1099. https://doi.org/10.1086/260629
  • Hanushek, E. A., & WELCH, F. (2006). Handbook of the Economics of Education. San Diego: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=182241
  • Hanushek, E. A., Machin, S., & Woessmann, L. (2016). Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1151310
  • Heckman, J. J. (1976). A Life-Cycle Model of Earnings, Learning, and Consumption. Journal of Political Economy, (4), 11. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v84y1976i4ps11.44
  • Heckman, J. J. (1976). A Life-Cycle Model of Earnings, Learning, and Consumption. Journal of Political Economy, 84(4), 11. https://doi.org/10.1086/260531
  • Heckman, J. J., & Macurdy, T. E. (1980). A Life Cycle Model of Female Labour Supply. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B497674F
  • Is cohabitation more egalitarian? The Division of household labor in five European countries. (2012). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58844C54
  • Klara Z. Sabirianova. (2002). The great human capital reallocation: A study of occupational mobility in Transnational Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE1E73E4
  • Kolev, A. (1998). Labour Supply in the Informal Economy in Russia during Transition. CEPR Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cpr.ceprdp.2024
  • Kotlikoff, L. J. (1988). Intergenerational Transfers and Savings. Journal of Economic Perspectives, 2(2), 41–58. https://doi.org/10.1257/jep.2.2.41
  • Leibowitz, A. (1974). Home Investments in Children. Journal of Political Economy, (2), 111. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ucp.jpolec.v82y1974i2ps111.s131
  • Lewin-Epstein, N. (2006). The division of household labor in Germany and Israel. Journal of Marriage and the Family, 68(5), 1147–1164. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2006.00320.x
  • Marion Goussé, Nicolas Jacquemet, & Jean‐Marc Robin. (2017). Marriage, Labor Supply, and Home Production. Econometrica, (6), 1873. https://doi.org/10.3982/ECTA11221
  • Martin Browning, Frangois Bourguignon, & Valerie Lechene. (1994). Incomes and Outcome: A Structural Model of Intrahousehold Allocation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EFBAF43
  • Newhouse, J. P., & Culyer, A. J. (2000). Handbook of Health Economics. Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=198970
  • South, S. J., & Spitze, G. (1994). Housework in Marital and Nonmarital Households. American Sociological Review, 59(3), 327–347. https://doi.org/10.2307/2095937
  • Welch, F., & Hanushek, E. A. (2006). Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: North Holland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=182213
  • Гимпельсон, В., Капелюшников, Р., & Рашкова, Т. (2003). Велики Ли Глаза У Страха?Страх Безработицы И Гибкость Заработной Платы В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DE1D7065
  • Заработная плата в России: эволюция и дифференциация., , 2008
  • Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып.1: ., , 2007
  • Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып.2: ., , 2009
  • Рощин, С., & Рощина, Я. (2007). Заключение И Расторжение Брака В Современной России: Микроэкономический Анализ. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15690479
  • Рощина, Я. (2005). Дифференциация Доходов И Образования В России. Вопросы Образования, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15735240
  • Рощина, Я. (2006). Чьи Дети Учатся В Российских Элитных Вузах? Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688011
  • Рощина, Я. (2007). Дифференциация Стилей Жизни Россиян В Поле Досуга. Экономическая Социология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692885
  • Рощина, Я. М. (2016). Health-Related Lifestyle: Does Social Inequality Matter? ; Стиль жизни в отношении здоровья: имеет ли значение социальное неравенство? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.357D0F1F
  • Рощина, Я. М., & Богданов, М. (2018). What Influences Alcohol and Tobacco Consumption: Review of Economic and Sociological Concepts and Empirical Results ; Что влияет на потребление алкоголя и табака: обзор экономических, социологических концепций и эмпирических результатов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.316121BB
  • Сваффорд, М., Косолапов, М., & Козырева, П. (1999). Российский Мониторинг Экономического Положения И Здоровья Населения (Рмэз): Измерение Благосостояния Россиян В 90-Е Годы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.63050DA9
  • Современная экономика труда : теория и государственная политика, Эренберг, Р.Дж., 1996