• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в специальность (тюркология)

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Для понимания основ традиционной тюркской культуры в ходе комплексного изучения духовного наследия тюркских народов особую значимость имеет предоставление учащимся отдельного вводного курса, в рамках которого они уже на начальном этапе обучения могли бы получить, в максимально доступной и облегченной форме, ряд основных сведений по таким областям знания, как география, история, литература, философия тюркского мира. Цель настоящего курса – краткое ознакомление студентов с традиционными и современными культурами тюркского мира в комплексном освещении. В качестве основных разделов курса выбраны следующие: 1) география и история тюркского ареала и Великой Степи, 2) тюркские языки, 3) тюркская литература, 4) религиозные воззрения тюрков и вклад мировых религий. Слушатели курса получат определенный набор «базисных» сведений о языках, культуре и истории изучаемого ареала, включая сравнительную характеристику традиционной культуры и языка в сопоставлении с сопредельными этническими общностями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • предоставление в распоряжение студента определенного набора «базисных» сведений о языке, культуре и истории изучаемого региона (тюркского мира), включая сопоставление культуры с соответствующими элементами западной цивилизации
  • ознакомление учащихся с краткой географической, исторической и культурной характеристикой тюркского ареала в синхронном и историческом аспекте; привить первичные навыки сопоставления усвоенной информации со сведениями и установками, известными учащимся как представителям европейской культуры
  • усвоение современных базовых теоретических представлений о происхождении, характере и специфике тюркских языков и тюркской литературы
  • получение первого опыта чтения, анализа и реферирования научной и научно-популярной тюркологической литературы общеописательного (не узкоспецифического) характера
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Наличие у студента общих представлений о географических особенностях территорий расселения тюркских народов, основных типах вмещающих ландшафтов. Сюда входят территории нескольких исторических регионов: Сибирь, Средняя и Центральная Азия, Поволжье, Кавказ, Передний и Ближний Восток
  • Владение основной информацией по истории складывания тюркских государств.
  • Создание у студентов устойчивого представления о том, что «тюркские языки» представляют собой не цельный, единый по своему существу объект изучения, а совокупность колоссального количества «языков и диалектов», разнесенных по хронологическим, ареальным и социолингвистическим параметрам, связанных при этом между собой унаследованной типологией, грамматикой и лексикой
  • Ознакомление студентов с историей и типологией древних и средневековых тюркских литератур и характеристиками основных тюркских письменных памятников
  • Наличие у студентов элементарного общего представления о проблематике и периодизации истории традиционных религий и философий в тюркском мире
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • География и история тюркоязычного ареала
    Тема 1. Географическое членение 1.1. Историко-культурное географическое членение тюркского мира. Основные реки и горные массивы. Характеристика освоенных тюрками территорий. 1.2. Проблема членения пространства на аграрные очаги. Взаимодействие очагов. Сезонные миграции. 1.3. Их характеристика, основные монокультуры, животноводство. Климатические особенности. Тема 2. Древнейшая и древняя история 2.1. Периодизация истории. Основные особенности догосударственной эпохи Центральной Азии. Понятия археологическая культура, археологический памятник, археологический слой. 2.2. Современные представления о палеолите и неолите Центральной Азии. Специфика процессов антропогенеза на этой территории. Освоение металлургии. Характеристика материальной и духовной культуры. Коневодство и миграции различных этносов. Основные археологические ис¬точ¬ники. Эпиграфика. 2.3. История отдельных государственных образований периода китайских эпох Цинь, Хань. Важнейшие достижения культуры. Тема 3. Средневековая история 3.1. Важнейшие характеристики политического процесса в средние века. Проблемы полицентризма. Степные империи на территории Северного Китая. 3.2. Тюркские, уйгурский и киргизский каганаты. Тюркские государства на территории Средней Азии. Сельджукская империя. 3.3. Развитое средневековье – монгольское нашествие. Улусы монгольской империи. Формирование отдельных государств на территориях чагатайского улуса, улуса Джучи, Золотая Орда. Государство Тимура. Становление и расцвет Османской империи. Поволжские тюркские государства. Тема 4. Новая и новейшая история 4.1. Формирование русского государства и включение в его состав Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. 4.2. Россия в 19 в. Подчинение Средней Азии. Русско-турецкие войны. 4.3. Государственное и языковое строительство тюркских народов во времена СССР. Распад СССР и образование постсоветских тюркских государств. 4.4. Синьцзян-Уйгурский район в составе КНР: история. 4.5. Основные события истории современной Турции.
  • Тюркские языки
    Тема 1. Генетическая принадлежность тюркских языков. История и таксономия тюркских языков и диалектов. 1.1. Понятие генетической классификации языков. Языковая ди¬вер¬генция. Языковые семьи и праязыки. Принципы построения генеа¬ло¬гического древа для языковых семей. Этническая и языковая ис¬то¬рия: сходства и различия. Алтайская семья языков в предыстории Центральной Азии. 1.2. Общая картина языковых семей центральной Евразии. Ареал их распространения, степень контактирования с тюркоязычным населением. 1.3. Генетические связи тюркских языков с алтайскими и далее ностратическими языками. Ареальные контакты с языками других языковых групп. 1.4. Синхронное и диа¬хроническое изучение тюркских языков. Основные этапы складывания тюркских языковых общин. 1.5. Степень взаимопонимания между носителями отдельных языков диалектов, объединя¬ющий характер чагатайского языка и арабской письменности письменности в эпоху позднего Средневековья и Нового времени. 1.6. Историческая периодизация тюркских языков. Проблема соотнесения литературных языков и языков письменности. Тема 2. Основные моменты фонетики и грамматики тюркских языков. 2.1. Основные типологические характеристики фонетики тюркских языков. Сингармонизм, жесткая структура слога с многочисленными позиционными ограничениями. Особенности турецкого языка по сравнению с другими тюркскими языками. Архаизмы и инновации в турецкой фонологии. 2.2. Историческая фонетика как особая область сравнительно-исторического языкознания. Значение исторической фонетики языка для филологии и истории. 2.3. Общие принципы и методы реконструкции фонетики. Средневековые словари. Принципы транскрипции различных письменностей. Система согласных и гласных фонем тюркского праязыка. 2.4. Типологическая классификация языков по способу выраже¬ния грамматических значений: флективные, агглютинативные, изолирую¬щие языки. Тюркские языки как классический пример агглютинативного языка. 2.5. Взаимосвязь фонетики и грамматики. Изменения в фонологической системе, повлекшие за собой перестройки в грамматике. Эволюция в сторону развития морфологии. Развитие глагольных и именных суффиксов. 2.6. Стадиальная и циклическая теории развития языка. Гипотеза диалектных волн. 2.7. Основные различия между современными и древнетюркскими состояниями. Проникновение «литературной» лексики в современ¬ные языки. 2.8. Тюркская лексикография. Следы исторической культуры в словарном фонде языка. Тема 3. Письменности, использовавшиеся и использующиеся тюркскими народами. 3.1. Традиционные представления о происхождении тюркской рунической письмен¬ности. Ближневосточные письменности, использованные тюрками – манихейская, арамейская (согдийская), арабская – их несостоятельность при передаче тюркских фонем. 3.2. Языковое строительство в СССР. Создание письменностей для тюркских народов. Истоки турецкой латиницы. Переход с латиницы на кириллицу и наоборот. К чему приводят эксперименты с письменностями. 3.3. Противопоставление "письменный / устный язык" в контексте циви¬ли¬зации. Процесс трансформирования живого древнего языка в мертвый литературный. Особый статус чагатайского языка на мусульманских территориях тюркоязычных народов. 3.4. Европейский подход к изучению тюркских языков. Упор на грамматику и фонетику. Попытки описания тюркской грамматики с точки зрения европейских языковых категорий и связанные с этим проблемы. Тюркологическая школа в России. Тюркская лексикография. 3.5. Изучение тюркских языков сегодня; текущие и перспективные проблемы тюркского языкознания. Лингвистическое описание диалектов и исторических памятников тюркских языков. Составление этимологических словарей. Сочетание филологического анализа с языковедческим методом как залог успешного понимания классических тюркских памятников и, тем самым сути тюркской традиционной цивилизации.
  • Литература тюркских народов
    3. 0. История тюркской литературной традиции в общих чертах. Основные понятия. Письменная и устная литература. Разнообразие фольклора. Жанры. Взаимосвязи с другими литературными традициями. Основные традиции: орхонские памятники, уйгурская, караханидская, чагатайская. 3.1. Орхонские памятники, руническая письменность. История открытия. Литературные примеры, образцы. Проблема их поэтической природы. Работы И.В. Стеблевой как попытка поиска ритмической организации в памятниках. 3.2. Уйгурская литературная традиция. Манихейство, буддизм, христианство. 3.3. Караханидская традиция: литературные отрывки в "Диване тюркских языков" Махмуда Кашгарского и «Кутадгу Билик». 3.4. Литература тимуридской Азии Образование улусов и регионализация литературной традиции. 3.5. Центры литературных традиций Азии, Средние века: Золотая Орда, Хорезм, Поволжье. Мамлюкская традиция. Кутб («Хосров и Ширин»). 3.6. Огузская литературная традиция: «Китаб-и дедем Коркут». Огуз-наме. Вытеснение персидского языка тюркским. Появление огузов в Малую Азию и зарождение турецкой литературы. 3.7. Сложение турецкого литературного языка. Поэтическая традиция ―– уже существовавшая (Ахмед Ясеви, Алишер Навои) и зарождение новой. Суфизм в Малой Азии. Придворная поэзия; основные поэтические жанры.
  • Религиозные учения и философия
    4.1. Древнейшие религиозные воззрения и культы тюркских народов и их пережитки в раннем средневековье. Черты древней религии и мифологии тюркских народов в археологических памятниках мировоззрения, наскальные рисунки, основы погребального обряда и поминального культа (мемориалы, изваяния и балбалы), символика поселения и жилищ, символика предметов, орудий и оружия. Древнее жречество. Шаманизм как мировоззренческая система. Описание Зимарха. Сохранение шаманизма в Сибири (кам), Средней Азии и Казахстане (бакши). Религиозная многослойность шаманизма, изученного этнографией. 4.2. Буддизм в тюркоязычном мире. Господство хинаяны на юге Средней Азии с первых вв. н.э. Обращение в буддизм Мухан-кагана (553-572 гг.) и Таспар-кагана (572-581 гг.), правителей Тюркского каганата, захвативших эти земли; официальное внедрение в религиозную практику тюрков (574 г.). Перевод на тюркский язык и запись сутр, основание тюрксками храмов в Кашмире. Использование брахми. Сосуществование канонов хинаяны и махаяны (с преобладанием последней). Широкое распространение позднего тибетского буддизма (ламаизма) в Туве в XVIII в. Особенности канона и религиозной жизни. 4.3. Христианство у тюркоязычных народов. Разделение восточного христианства на православие с одной стороны, несторианство (Восточную Сирийскую церковь) с другой, Армянскую, Западную Сирийскую и Египетскую церкви – с третьей стороны (V в.). Движение несторианских миссионеров из Ирана в Индию и Юго-Восточную Азию, а также в Среднюю Азию, Восточный Туркестан и Китай (V-VI вв.). Несторианские церковные памятники и погребения Семиречья VIII в. Поддержка со стороны тюркских каганов, несторианская патриархия в Семиречье и обращение в христианство тюрок-карлуков. Сохранение несторианских общин в Семиречье до XIII-XIV вв. Обращение кыпчаков в XIII-XIV вв. в христианство Армянской церковью и в католицизм. Изучение «татарского» языка в миссионерской школе в Кафе (Феодосия) в конце XIII в. Распространение православия после присоединения Сибири к России. Деятельность Алтайской духовной миссии в Улале с 1828 г. и ее значение для миссионерского движения в Сибири. Изучение священниками тюркских языков коренных народов, переводы религиозной литературы и проведение церковных служб на сибирско-тюркских языках. Плановая современная работа местных филологов и баптистских миссионеров по переводу Библии на местные языки. 4.4. Северное (тюркское) манихейство. Тараз – ранний центр согдийско-тюркского манихейства. Манихейство – государственная религия (с 763 г.) и идеологическая борьба в Уйгурском каганате. Манихейство на Среднем Енисее: храмы сер. VIII – к. XII вв. и их астральная символика, принятие рунического письма манихеями, наскальные и пещерные рунические надписи, изменения погребального и поминального культа. Роль государства и миссмонерского движения. Манихейские наскальные надписи енисейского письма и их ареал. Следы манихейских монастырей. Заступничество тюркского хана за манихеев Самарканда в Х в. Проникновение манихейства в тюркоязычную среду Восточной Европы и его свидетельства X-XI вв. Манихейские городские и пещерные храмы в уйгурском государстве Турфана (X-XIII в.). Манихейские рукописи на тюркских языках. Следы манихейства в религиозной лексике современных тюркских народов. Бурханизм как позднее манихейство. 4.5. Иудаизм у тюркских народов. Причины принятия иудаизма государственной религией Хазарского каганата в конце VIII – начале IX в. и его распространенность. Еврейская и хазарская версии обращения в иудаизм. Происхождение хазар в «Кембриджском анониме» и письме царя Иосифа. Археологические поиски иудаизма в Хазарии. Тюркоязычные караимы Крыма. 4.6. Ислам у тюркских народов. Борьба с арабами тюркского населения Средней Азии (VIII-IX вв.). Исламизация государства Караханидов (официально с 955 г., массово с 960 г.) и его мусульманская культура. Первое мусульманское сочинение на тюркском языке (Юсуф Баласагунский). Роль Сельджукидов (огузов и туркмен) в распространении ислама в Средней и Малой Азии (XI-XII вв.) и укреплении его в Передней Азии. Культура сельджукских государств. С XIII в. тюркский язык – третий язык ислама. Распространение ислама на монгольские (чагатайские) владения Средней Азии с к. XIII в. и официальное принятие в первой трети XIV в. Тимур и тимуриды. Бабур и Великие Моголы в Индии. Окончательная исламизация Восточного Туркестана (XIV в.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    По усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента на семинарах в форме: дискуссий на заданные темы на основе материалов, освоенных в ходе самостоятельной работы, устных выступлениях на семинарах при демонстрации знания основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, выступления с докладами, сопровождаемыми презентациями, успешное прохождение контроля знаний в виде письменных работ по пройденному материалу, студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lars Johanson, & Éva Ágnes Csató Johanson. (2015). The Turkic Languages. Routledge.
  • Róna-Tas, A. (1991). An introduction to turkology.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кляшторный, С. (2013). Древние государства татар в Центральной Азии. Золотоордынское Обозрение, 1.