• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социально-экономическая география

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая география» являются: формирование у студентов представления о месте экономической и социальной географии в системе географических дисциплин, значимости экономико-географического подхода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современности, научных учениях, теориях и концепциях экономической и социальной географии, методах экономико-географического анализа; освоение студентами основополагающих категорий, процессов, явлений и феноменов социально-экономической географии для создания систематизированного целостного представления о закономерностях развития современного мира. Основные задачи дисциплины: 1. рассмотреть развитие основополагающих концепций, теорий и понятий экономической и социальной географии, методов экономико-и социально-географических исследований; 2. сформировать знания о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользовании, закономерностях размещения и пространственного сочетания хозяйственных явлений и объектов, мировых природных ресурсов и районах их концентрации, особенностях размещения населения; 3. рассмотреть сущность НТР, ее основные черты и направления развития; 4. охарактеризовать особенности географии отраслей мирового хозяйства, виды и главные направления мировых экономических связей, отраслевой и территориальной структуры хозяйства мира и отдельных групп стран и специфику международного разделения труда; 5. изучить сущность глобализации и географические аспекты глобальных проблем человечества; 6. изучить глобальные тенденции мирового процесса урбанизации и сформировать представление о городе как о комплексной социально-экономической системе в структуре региональных и национальных экономик; 7. изучить историко- и экономико-географические характеристики макрорегионов стран мира и особенности развития городов каждого из макрорегионов. В результате освоения дисциплины студент должен знать: теоретические основы экономической и социальной географии; концептуальные положения общенаучных и географических учений, теорий, гипотез, составляющих научный каркас социально-экономической географии мира; закономерности, причины и следствия формирования и изменения политической карты мира; географические аспекты развития мира и отдельных регионов; закономерности и географические особенности динамики, структуры и расселения населения и процессов урбанизации; закономерности размещения природных ресурсов и проблемы ресурсообеспеченности; факторы размещения предприятий различных отраслей хозяйства; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства стран разных социально-экономических типов; принципы и особенности территориальной организации производительных сил и структуры мирового хозяйства, различных стран, регионов и городов мира. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: осуществлять типологический подход и группировку различных социально- экономических явлений и процессов; сопоставлять между собой социально-экономические показатели; определять по статистическим данным основные тенденции развития отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы; определять уровень ресурсообеспеченности, качества жизни (мира, регионов, стран); давать экономико-географическую характеристику территории (страны, экономического района) на основе анализа исторических, экономических, социальных, статистических данных о природных условиях и ресурсах, населении и хозяйстве; анализировать современные социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие; объяснять, опираясь на полученные теоретические знания и разнообразный фактический материал, экономико-географические, социальные, экологические и геополитические процессы различного масштаба в природе и обществе. владеть: развитой информационной культурой, выражающейся в умении отбирать необходимую информацию из различных источников и правильно ее интерпретировать; количественным, сравнительно-географическим и другими методами, навыками и приемами в экономико-географических исследованиях. Промежуточный контроль знаний и навыков студентов осуществляется преподавателями в ходе оценки аудиторной работы обучающихся, промежуточного тестирования, контрольной работы. Итоговый контроль знаний и навыков студентов осуществляется в ходе экзамена.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о месте экономической и социальной географии в системе географических дисциплин
  • Формирование у студентов представления о значимости экономико-географического подхода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современности
  • Формирование у студентов представления о научных учениях, теориях и концепциях экономической и социальной географии
  • Формирование у студентов представления о методах экономико-географического анализа
  • Освоение студентами основополагающих категорий, процессов, явлений и феноменов социально-экономической географии для создания систематизированного целостного представления о закономерностях развития современного мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оперировать терминологическим аппаратом экономической и социальной географии.
  • Формулировать и распознавать базовые принципы и концепции экономической и социальной географии
  • Оперировать терминологическим аппаратом экономической и социальной географии
  • Иллюстрировать особенности размещения природных ресурсов, производительных сил, населения
  • Объяснить базовые соотношения между понятиями на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
  • Иллюстрировать особенности территориальной организации общества
  • Иллюстрировать особенности размещения населения.
  • Иллюстрировать особенности территориальной организации хозяйства и общества.
  • Объяснить базовые соотношения между понятиями на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии.
  • Прогнозировать и предлагать различные варианты развития человечества
  • Описывать современные проблемы глобального развития человечества
  • Владеть способами картографического изображения
  • Иллюстрировать особенности социально-экономических и историко-культурных характеристик основных макрорегионов мира
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная. Структура курса. СЭГ в современном мире: местоположение внутри географии
    Сущность и структура социально-экономической географии. Место СЭГ среди наук, ее взаимоотношения с физической и общей географией.
  • Пространственный анализ
  • Карта - универсальный язык и инструмент географа. Картографические способы отображения СЭ явлений и процессов
  • Положение геоурбанистики по отношению к СЭГ. Эволюция географического знания. Методы географических исследований
    Роль географического знания в процессах планирования и управления городами. Эволюция географического знания: этапы развития «Географический детерминизм», «Страноведение», «Культурная география», «Количественная география», «Поведенческая география», «Прикладная география», «Структурализм», «Постмодернизм», «Постструктурализм», «Современные направления анализа данных». Методы географических исследований: карта основных направлений методических инструментов исследовательской деятельности в географии и пространственных науках.
  • Культурная география
    Культурная география: определение и особенности становления ("древняя и молодая наука"). Комплексное страноведение и regional geography. Представления о пространства в географической науке. Культурный ландшафт как ключевое понятие культурной географии. Становление англо-американской культурной географии в ХХ веке. Гуманитарная география в России.
  • Ключевые теории и концепции теоретической географии. Условия и факторы размещения.
    Теории размещения производства А.Вебера, А.Леша, И.Тюнена, теории диффузии инноваций, полюсов роса, мир-системного анализа, центра-периферии. Природно-ресурсный фактор. Фактор трудовых ресурсов. Транспортный фактор. Наукоемкость. Экологический фактор. Глобальная проблема взаимодействия общества и окружающей природной среды. Концепция географического детерминизма. Природные условия и ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов.
  • География населения
  • География транспорта
  • Пространственно-временная география
    Принципы организации пространственно-временных данных Призма Хагерстранда Хронотоп Метахронность Примеры: невидимые сообщества, временная колокация бизнесов и др.
  • Экономическая география
    Понятие и структура экономической географии. Влияние экономических процессов на пространственные структуры. Этапы формирования и развития экономической и социальной географии. Новая экономическая география. Пять основных элементов НЭГ.
  • География поведения и восприятия
    Сводка основных понятий и направлений исследования в области поведенческой географии. Основы психологии, история становления поведенческих аспектов деятельности человека, парадигмы индивидуального восприятия пространства, развитие пространственного познания, характеристики пространственных представлений и результаты изучения собственного поведения человека в различных средах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест по итогам тем 1-3
  • неблокирующий Контрольная работа по теме «География мирового хозяйства
  • неблокирующий Промежуточный тест по итогам тем 8-10
  • неблокирующий Творческая работа “Образ города как страноведческое исследование”
    Студенты в свободной форме готовят индивидуальное страноведческое исследование через ключевые города этой страны, демонстрируя пространственные, культурно-исторические, планировочно-архитектурные и социально-экономические особенности городов. Выбор страны согласуется с преподавателем. Работа сдается в виде презентации в формате .pptx или .pdf с текстовой пояснительной запиской в Word.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговая формула для расчета результирующей оценки по промежуточной аттестации: 0,7*сумма оценок по мероприятиям текущего контроля по 10-ти-балльной шкале+ 0,3*оценка за экзамен по 10-ти- балльной шкале. Предусмотрено выставление автоматов при накопленных оценках за мероприятия текущего контроля от 8 баллов. В таком случае это же число баллов подставляется в данную формулу и в оценку за экзамен, экзамен не сдается. Если студент по результатам контрольных мероприятий в учебный период накапливает 7 и менее баллов, то этот результат подставляется в формулу. Экзамен сдается, и оценка за промежуточную аттестацию рассчитывается по данной формуле. Экзамен проводится в письменной форме (эссе+тесты) с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/mod/quiz), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться конспектами. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться черновиками, в том числе, на рабочем столе в Word. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа по теме «География мирового хозяйства + 0.15 * Промежуточный тест по итогам тем 1-3 + 0.15 * Промежуточный тест по итогам тем 8-10 + 0.2 * Творческая работа “Образ города как страноведческое исследование”
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубчик М. М., Макар С. В., Носонов А. М., Файбусович Э. Л. - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 475с. - ISBN: 978-5-534-11477-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialno-ekonomicheskaya-geografiya-445635
  • Перцик Е. Н. - ГЕОУРБАНИСТИКА 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 481с. - ISBN: 978-5-534-07388-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geourbanistika-434063

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jonas, A. E. G., Thomas, M. E., & McCann, E. (2015). Urban Geography : A Critical Introduction. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=948177
  • Jonas, AEG, McCann, E, & Thomas, M 2015, Urban Geography : A Critical Introduction, John Wiley & Sons, Incorporated, Chicester. Available from: ProQuest Ebook Central. [24 October 2019].
  • Wojcik, D. (2017) The New Oxford Handbook of Economic Geography. Oxford University Press. Available at: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198755609&site=eds-live (Accessed: 24 October 2019)
  • Социально-экономическая география зарубежного мира : учеб. для вузов, Вольский, В. В., 1998