• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
11
Май

Закономерности развития систем расселения

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Закономерности развития систем расселения» являются направлена на знакомство студентов с понятиями городского и сельского, теоретическими основами географии городов и их систем, подходами к изучению и анализу города как системы в системе населенных пунктов; приобретение знаний об особенностях развития систем городов в разных странах мира с учетом специфики национального и регионального контекстов; умение анализировать факторы развития городов и их систем; формирование навыков работы с количественными и качественными данными по тематике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с понятиями городского и сельского, теоретическими основами географии городов и их систем, подходами к изучению и анализу города как системы в системе населенных пунктов; приобретение знаний об особенностях развития систем городов в разных странах мира с учетом специфики национального и регионального контекстов; умение анализировать факторы развития городов и их систем; формирование навыков работы с количественными и качественными данными по тематике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • оперирует терминологическим аппаратом географии городов.; анализирует и сопоставляет различные виды информации: текстовые и картографические и пр.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные закономерности развития систем расселения
    Тема 1 Объект и предмет географии городов. Определение городского – городское как объект и городское как качество. Определение сельского. «Урбанизм как образ жизни». Определение городского и сельского согласно региональной типологии ОЭСР. Типы населенных пунктов. От дихотомии «город – деревня» к сельско-городскому континууму. Факторы глобальных изменений система городов – демография, экономика, технологии, политика, культура, окружающая среда. Значение географического масштаба для развития систем городов. Тема 2 Происхождение и рост городов. Теории происхождения городов – ирригационная, экономическая, военная, религиозная. Первые города. Регулярный город. Этапа становления городов Европы – средневековые города, предпосылки возникновения индустриальных городов, индустриальные города. Особенности городов Северной Америки от возникновения до индустриального этапа. Города-заводы (company towns). Тема 3 Постиндустриальный урбанизм. Поляризация пространства городов. Постиндустриальный/постмодернистский город. Шесть пунктов реструктуризации города по Э. Содже (E. Soja). Неолиберальный город (Д. Харви, Н. Бреннер и др.) Тема 4 Урбанизация в странах Глобального Юга в историческом контексте. Этапы колониальной урбанизации. Периферийная урбанизация. Экзо-урбанизация. Урбанизация путем имплозии. Обычные города (Дж. Робинсон, А. Рой). Тема 5 Город в России до 1917 г. Социалистический город. Индустриальный моногород. Города России (и Восточной Европы) после социализма. Концепция постсоциалистического города и ее критика. «Глобальный Восток». Тема 6 Глобальные тенденции урбанизации. Изменение распределения мирового городского населения. Размеры городов. Взаимосвязь между урбанизацией и экономическим ростом. Причины роста и сжатия городов. Стадии урбанизации по Дж. Джиббсу. Дифференциальная урбанизации по Г. Гейеру и Т. Контули. Контрурбанизация. Реурбанизация. Эксурбанизация. Типы урбанизированных территорий – город-регион (городская агломерация), конурбация, мегалополис. Тема 7 Субурбанизация, дезурбанизация, спрол. Феномен сезонной субурбанизации. Сезонные населенные пункты и вторые дома (дачи). Пространственные особенности размещения дачных домовладений в России. Тема 8 Национальные и транснациональные городские системы. Эволюционная теория городских систем. Классификация городов в их системах. Иерархия городов. Глобальные города (П. Холл). Сфера влияния городов. «Изолированное государство» И. фон Тюнена. Принципы теории центральных мест В. Кристаллера. Оценка и применение теории центральных мест. Диффузионные теории расселения, модель Э. Билюнда. Полицентричные городские регионы. Концепция Э. Мейерса и др. «заимствованный размер» и «агломерационная тень». Тема 9 Изучение городов и их систем. Источники данных. Количественные и качественные данные и их интерпретация. Анализ карт и данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) разного пространственного разрешения. Полевые исследования. Особенности проведения полевых городских исследований в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе пишутся по ранее пройденным темам, задаются на дом. Объем эссе от 250 до 450 слов. По желанию, студенты могут делать вместо письменных видео-эссе (продолжительностью от 7 до 10 минут). Данные работы являются не только показателем для оценки студента, но и являются «индикатором» для самого студента, который показывает уровень общей компетентности в вопросах теории и практики географии городов. Совокупность баллов за эссе влияет на итоговую оценку за дисциплину.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым текстам и источникам и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) короткие (5–7 минут) доклады, освещающие один из вопросов, по желанию - с презентацией, 2) активное индивидуальное участие в обсуждении сделанных докладов. Студенты на каждом семинаре имеют возможность ответить или поучаствовать в обсуждении, за это им ставится +. Далее считается оценка как количество плюсов/количество семинаров (абсолютное значение) или количество плюсов/максимальное количество плюсов, набранное одногруппником (нормировка оценки). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни - то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее. Не участие в дискуссии на семинаре = 0 (так же как и не присутствие на нем без уважительной причины).
  • неблокирующий Экзамен (творческий проект)
    В качестве итоговой аттестации студенты делают творческий проект на тему “Советское/постсоветское развитие города”. Конкретный город и феномен для рассмотрения студентами выбирается самостоятельно. Минимальный объем работы – 2000 слов без списка литературы и приложения. Максимальный объем 10 000 слов и без списка литературы и приложения. Допустимая доля плагиата в работе 15% без учета списка литературы. Данные, иллюстрации и пр. материалы не должны нарушать авторские права. Работа оформляется согласно стандартным требовнаиям НИУ ВШЭ, литература: https://lang.hse.ru/data/2016/11/06/1111018244/APA-Style-Guide_6th_ed..pdf Структура работы. Обязательные пункты, которые должны быть отражены в тексте в работы: • описание тематики работы (исследовательская проблема); • цель работы (исследовательский вопрос); • определение основных используемых концепций; • описание данных и методов; • описание контекста; • результаты работы; • выводы; • источники данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Работа на семинаре + 0.5 * Экзамен (творческий проект) + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jonas, A. E. G., Thomas, M. E., & McCann, E. (2015). Urban Geography : A Critical Introduction. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=948177
  • Parker, S. (2015). Urban Theory and the Urban Experience : Encountering the City (Vol. Second edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=978361
  • Rozenblat, C., Pumain, D., & Velásquez M., E. (2018). International and Transnational Perspectives on Urban Systems. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1808511

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wheeler, J. O., & Berry, B. J. L. (2005). Urban Geography in America, 1950-2000 : Paradigms and Personalities. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=771591