Разъяснения о вступительных испытаниях на программу «Городское планирование»
В прошлые выходные на факультете состоялся День открытых дверей образовательной программы «Городское планирование». Команда программы ответила на множество вопросов относительно содержания программы, ее особенностей, возможностей дальнейшего трудоустройства, полевых практик, однако самыми животрепещущими стали вопросы, связанные с изменением правил поступления на программу.
Эти вопросы вызвали множество дискуссий, в этом материале мы более подробно расскажем о произошедших изменениях и их влиянии на приемную кампанию 2025 года.
В конце ноября Министерство науки и высшего образования РФ выпустило приказ, который вносит значительные изменения в состав вступительных испытаний при поступлении на программу «Городское планирование». Это решение вызвало горячие обсуждения в профессиональном сообществе урбанистов и обеспокоенность среди абитуриентов программы. Как приказ Министерства повлияет на процесс поступления в этом году, и как эти изменения отразятся на программе?
Чтобы расставить все точки над «i», мы побеседовали с заместителем декана ФГРР по учебной работе Юлией Воловик и академическим руководителем программы «Городское планирование» Марьям Бучулаевой.
Приказ МОН № 820 от 27.11.2024 вносит изменения в перечень вступительных испытаний на программы по направлению подготовки «Градостроительство»: с 2025 года в состав предметов по выбору входят: История, ИКТ и Физика.
Высшая школа экономики имеет статус национального исследовательского университета и вправе утверждать собственные образовательные стандарты и реализовывать по ним образовательные программы. Как появился такой состав вступительных испытаний?
Образовательный стандарт и состав вступительных испытаний — разные вещи. Да, действительно, наш университет, имея статус национального исследовательского, вправе работать по собственным образовательным стандартам. Они у нас есть, и мы именно по ним и работаем. Наш собственный образовательный стандарт по направлению «Градостроительство» размещен на сайте и с ним может ознакомиться любой желающий. При этом статус национального исследовательского университета накладывает на нас определенные повышенные обязательства — собственный стандарт должен быть «не ниже» ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки). И наш стандарт этим требованиям также соответствует.
Но в рамках образовательного стандарта мы разрабатываем и реализуем образовательные программы, и он не имеет отношения к процессу поступления.
Процесс поступления регламентируется целым рядом нормативных правовых документов, полный перечень которых также можно найти на сайте в разделе Приемной комиссии. Один из таких документов — федеральный приказ МОН о перечне вступительных испытаний, которому должны следовать все университеты.
Многие абитуриенты задают вопрос, вправе ли образовательная программа самостоятельно выбирать состав вступительных испытаний. Так ли это?
Все комментарии правомерны, но только отчасти. Мы практически всегда работаем над реализацией тех или иных образовательных продуктов в условиях вариативности, выбор разных параметров действительно зачастую достаточно велик. Так и здесь. Если посмотреть состав вступительных испытаний, необходимых для поступления на программу «Городское планирование» в ретроспективе, то совсем не сложно обнаружить, что в 2019 году программа стартовала со следующим составом вступительных испытаний: математика, русский язык и обществознание. Далее, чуть позже, в третьем экзамене мы добавили опцию выбора — обществознание или география, в прошлом году эту опцию выбора еще расширили, добавив иностранный язык. И это было возможно, и регламентировалось прошлыми, уже утратившими силу, нормативными правовыми документами.
Если мы посмотрим предыдущий приказ МОН № 722 от 06.08.2021, то обнаружим, что помимо обязательных русского языка и математики образовательная программа может предложить в качестве вступительных испытаний на выбор предметы: история, физика, география, обществознание, иностранный язык. Из предложенного перечня мы сохраняли географию, обществознание и иностранный язык как наиболее релевантные учебному плану и концепции нашей программы.
В настоящий момент указанный приказ МОН утратил силу и вместо него был выпущен новый № 820 от 27.11.2024, в котором Министерством был пересмотрен набор предлагаемых дисциплин. Из прежних предметов были оставлены физика и история, а также добавлены ИКТ. В этих условиях, когда наш факультет может либо сократить предложенный перечень, либо включить все предложенные Министерством предметы, мы сочли наиболее верным оставить все доступные экзамены, не сужая возможности наших абитуриентов.
Чем обусловлены эти изменения?
Сложно как-то комментировать решение Министерства, особенно с учетом того, что команда программы не принимала участие в процессе принятия решений по вступившим в юридическую силу изменениям. Вероятно, есть какое-то объяснение и аргументация принятому решению. Более того, оно вполне гармонично для более традиционных градостроителей, где ребят действительно ориентируют гораздо больше в инженерном направлении и дают больше технических навыков. Мы немного (даже скорее совсем) не про это. Урбанистика — это не традиционное градостроительство, и концепция нашей программы в большей степени ориентирована на комплексную работу с территорией, работу с данными, обоснование проектных решений, на все то, что сейчас особенно востребовано рынком.
В чем отличие нашей образовательной программы?
Мы всегда рассказываем абитуриентам о междисциплинарности нашего факультета. Наша программа направлена на связку классических подходов в планировании и всех юридических аспектов города с сильным аналитическим блоком. Мы, например, в практической деятельности много работаем и с архитекторами, и с инженерами, но все принимаемые совместно с коллегами решения проходят через призму нашей аналитики. Именно поэтому наша образовательная программа одна из самых насыщенных по дисциплинам, так как мы даем полную палитру аналитических слоев, прямо и косвенно связанных с городом.
А нужны ли сейчас именно такие специалисты? Возможно, изменения МОН связаны с запросами рынка?
Безусловно, хочется верить в то, что при разработке такого решения специалисты МОН проводили консультации с реальными игроками рынка, но, видимо, охватили только их часть. Мы на протяжении многих лет видим рост потребности именно в таких специалистах, которых готовим. Поясню почему — на факультете достаточное количество практико ориентированных специалистов, которые помимо преподавательской деятельности на практике знакомы с задачами, которые ставит рынок в условиях меняющейся социально-экономической ситуации. И весь свой практический опыт мы передаем студентам, дополняя теоретические блоки программы.
Отразятся ли как-то изменения состава вступительных испытаний на содержании программы?
Пока сложно об этом говорить, но базово мы не планируем кардинально менять вектор подготовки. Наша программа уникальна для рынка и наши выпускники востребованы работодателями (большая часть студентов трудоустроена по специальности уже с 3–4 курсов и успешно нарабатывают портфолио проектов). В условиях произошедших изменений нам придется немного «приспосабливаться» и, возможно, наращивать области знаний обществознания и географии на младших курсах, чтобы ребята, которые не погружались в них глубоко во время обучения в школе, смогли все-таки осваивать все остальные более профильные дисциплины, и становиться в итоге профессионалами в области развития городов. Если разбирать предметно, то на первых курсах у нас три дисциплины в области истории, три дисциплины в области географии и четыре дисциплины в области математики, не считая экономических дисциплин. Этой базы достаточно для уверенной и эффективной работы с городами.
Эти изменения навсегда?
В текущей редакции приказ будет действовать до 1 сентября 2029 года, пока сложно сказать, как далее будет меняться перечень вступительных испытаний, как и система образования в целом. Нам хочется надеяться на то, что в текущий приказ, возможно, будут вноситься какие-то изменения и дополнения и мы были бы рады, если бы перечень возможных вступительных испытаний для направления Градостроительство расширился, но это предмет для дальнейших переговоров.
Что делать тем, кто хотел поступить именно на программу Городское планирование и на протяжении уже ряда лет углублялся в географию или обществознание?
Мы понимаем и разделяем все довольно смешанные чувства этих ребят и их родителей и со своей стороны постарались сделать все от нас зависящее. В настоящий момент мы надеемся сохранить опцию поступления на программу по результатам участия в олимпиадах по профилям География, Обществознание, Экономика и пр. В первую очередь речь про ВСоШ и ряд крупных перечневых олимпиад первого уровня. Правила приема со всеми параметрами сейчас проходят стадии согласования и утверждения и будут размещены на сайте университета в конце января, мы очень надеемся, что все эти олимпиады вы увидите в списках. И те ребята, которые углубленно занимаются географией или обществознанием и участвуют в олимпиадах, будут иметь возможность поступить к нам по их результатам. Для нас это очень важно, так как все-таки география и обществознание — это те школьные предметы, которые, на наш взгляд, создают некую «почву» урбанистики. Более подробно со всеми правилами приема можно будет ознакомиться после официальной публикации на сайте НИУ ВШЭ 20 января 2025.
Будут ли еще встречи с представителями программы до начала и в ходе приемной кампании, в ходе которых можно было бы выяснить какие-то интересующие вопросы?
Да, безусловно, проведенный в прошлые выходные ДОД — только одно из первых запланированных мероприятий. Впереди нас ждет насыщенная активностями приемная кампания, чуть позже будут анонсы, следите за новостями — мы будем очень рады вас видеть!
Чтобы быть в курсе будущих мероприятий, подписывайтесь на наш телеграм-канал и страницу ВК. Также все возникающие вопросы можно задавать в форму на сайте программы. А в феврале мы откроем горячую линию поддержки наших абитуриентов в мессенджерах.
Из ближайших мероприятий у нас запланированы весенние школы по урбанистике для поступающих в бакалавриат (в онлайн и офлайн-формате) в конце марта – начале апреля. Сертификат за участие в школе предоставляет дополнительный балл к вступительным испытаниям. Помимо этого, на факультете в марте будет запущен проект «Студент на день», на котором абитуриенты смогут посетить вместе с нашими студентами настоящие университетские пары.
Бучулаева Марьям Асламбековна
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского: Преподаватель
Воловик Юлия Алексеевна
Факультет городского и регионального развития: Заместитель декана по учебной работе