• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Апрель

Философия

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе будут рассмотрены философские идеи и концепции, ставшие результатом осмысления мира и опыта культурно-исторического развития человека, начиная с середины I тыс. до н. э. Прежде всего, будет уделено место онтологическим идеям и обоснованию неизбежности наличия множества картин мира и множественности истин, современному пониманию человека и необходимости макроэтики. Курс проводится в формате «Blended learning» - с лекционным материалом студенты знакомятся в онлайн-формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Помощь в формировании у каждого собственного теоретически обоснованного мировоззрения, соответствующего современности. Именно такое мировоззрение необходимо для становления самостоятельного, ответственного и практически ориентированного мышления, для сознательной организации собственной полноценной жизни в обществе.
  • Теоретическая подготовка в области современных проблем жизненных стратегий человеческого сообщества
  • Овладение знаниями об универсалиях различных культур, обеспечивающих их жизнеспособность: системах ценностей, идеологических программах, социальных практиках и др.
  • Формирование самостоятельно мыслящей личности, способной к диалогу с представителями других культур в условиях глобализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • показывает принципиальные различия в философских картинах мира, созданных в различных культурах
  • ориентируется в проблемах и современных моделях общественного развития
  • обосновывает необходимость поисков новой философии
  • объясняет, что отличает человека от других живых существ
  • анализирует различные системы ценностей и объясняет их функционирование
  • ориентируется в концепциях, объясняющих феномен религиозности
  • интерпретирует значение искусства как ценности, рассуждает о видах и жанрах искусства, об исторически существовавших эстетических ценностях
  • осуществляет философский дискурс по проблеме сознания, причинах изменений в представлениях о душевной жизни человека
  • интерпретирует принципы конструирования знания в целом и научного знания, в частности; приводит современные классификации научного знания и используемые критериях истинности научных и философских утверждений
  • различает специфику философского знания и отличия философского мировоззрения от других его типов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.Почему философия больше не физика?
    Истоки западноевропейской философии в учениях первых философов-физиков. Их подход к объяснению мира через поиски первоначал. Соотношение философии и частнонаучного знания в истории западноевропейской культуры и в современности. Исторические формы мировосприятия и мирообъяснения: миф, религия, философия. Возникновение философии как выхода из мировоззренческого кризиса и формы духовно–теоретического отношения к действительности. Соотношение философии и религии. Философия как вид знания. Объект, предмет и методы философии. Различение философии и науки в ХХ веке. Наука как особая форма рационального овладения действительностью (предмет–объектный, специфически рациональный и «частный» характер научного знания). Исторически сложившаяся структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), антропология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика, философия истории, философия права, философия религии, история философии, и т.д. Функции философии.
  • Тема 2. Объективна ли «объективная картина мира»?
    Философская картина мира западноевропейской философии как картина бытия. Ее исторические трансформации в Древней Греции, средневековой Западной Европе, в эпоху Возрождения и в Новое время. Неклассические онтологии в феноменологии и экзистенциализме. Религиозно-философские картины мира в Индии. Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака–локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Современная индийская философия: главные направления исследований. Философская картина мира в Древнем Китае. Влияние на нее предфилософии «Пяти канонов» («У цзин»). Социально–этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, моизм, янгизм, школа имен, легизм, даосизм. Учение Конфуция о благородном муже. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме. Религиозно-философская картина мира арабо–мусульманской культуры. Роль Корана в формировании парадигмы классической арабской философии. Отношение Бога и мира в мутазилизме. Учение фальсафы о бытии. Метафизика ишракизма. Учение исмаилитов о Разумах. Суфийский Путь к Богу. Новая наука Ибн Халдуна.
  • Тема 3. Глокализация и трансверсальная философия: поиски диалога культур
    Тема 3. Глокализация и трансверсальная философия: поиски диалога культур Понятие глобального мира, глобализации и глокализации. Глобальный мир как универсум обостряющихся социальных противоречий. Глобальное неравенство, крушение национальных государств, господство транснациональных корпораций – условия общественного развития в новейшей истории. Онтологическое значение так называемых глобальных проблем: угрозы термоядерной и экологической катастрофы и нарастания кризисных явлений в культуре. Глокализация. Решение онтологических проблем как необходимое условие выживания человечества. Мировоззренческий кризис и кризис традиционных ценностей. Кросс-культурные философские исследования и проект трансверсальной философии.
  • Тема 4. Человек – «вершина эволюции» или «ошибка эволюции»?
    Человек как предмет философского анализа. Философские и естественнонаучные аспекты антропогенеза. Дифференциация философской, социальной и культурной антропологии. Эволюционный подход к происхождению человека. Современные данные палеоантропологии о происхождении человека. Проблема соотношения природного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Роль труда и общения в марксистской теории антропосоциогенеза. “Феномен человека” П. Тейяра де Шардена (1881–1955). Эволюция материи как “древо жизни”. Основные стадии эволюции: преджизнь, жизнь, феномен человека и сверхжизнь. Роль гоминид в возникновении “человека разумного”. “Точка омега” – финал эволюции материи. А. Кёстлером (1905–1983) и Л. Мамфордом (1895–1990). Фрейдизм и постфрейдизм о генезисе человеческого сообщества и культуры. Учение З. Фрейда (1856–1939) о структуре психики (Оно, Я и Сверх–Я). Содержание бессознательного: инстинкты, комплексы, Эрос и Танатос. Культура как сублимация энергии либидо. Типология культур во фрейдизме. Аналитическая психология К. Г. Юнга (1875–1961). Архетипы коллективного бессознательного. Проблемы человека и власти, языка и культуры в социальной и политической философии ХХ в.: М. Фуко, Ж. Делёз (1926–1995) , Ж. Деррида (род. 1930). Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема смерти и бессмертия. Дискуссии о будущем человека.
  • Тема 5. Существуют ли всеобщие ценности?
    Формирование аксиологии (теории ценностей) как особого раздела философии. Разведение И. Кантом бытия и долженствования – предпосылка аксиологии. Оппозиция природы и культуры (истории) в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и в философии жизни (Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер). Регулятивный характер ценностей. Ценности и оценки, нормы, императивы, запреты, цели и проекты. Ценностно–смысловое наполнение культуры. Индивидуальные и социальные ценности, проблема их сочетания в отечественной и зарубежной философии и культурологии. Свобода и права личности, общественные нормы, либеральный и тоталитарный характер их регулирования. Традиционный и формально–правовой способы регуляции социальных норм. Понятие общечеловеческих норм. Гуманизация общества и преодоление отчуждения как критерий общественного прогресса.
  • Тема 6. Почему существуют разные религии? Можно ли без них обойтись?
    Религиозные ценности и их роль в жизни человека и общества. Специфика религиозного отношения к миру. Вера в сверхъестественное. Религиозный культ. Функции религии. Религия и наука. Церковь как социальный институт. Религия и политика. Принцип свободы совести. Многообразие форм и типов религий. Архаические формы религии. Религии национальные и мировые. Особенности вероучений в буддизме, христианстве (православие, католицизм, протестантизм) и исламе. Нетрадиционные религии, их роль и место в современном мире. Философские проекты создания универсальной религии Вивекананды и В.С. Соловьева.
  • Тема 7. Кто населяет мир симулякров?
    Эстетические ценности, их природа и особенности. Эстетическое освоение мира как динамическая система. Понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Различение эстетического и художественного. Искусство как специфическое общественное явление. Функции искусства (коммуникативная, просветительская, воспитательная, гедонистическая). Виды, роды и жанры искусства. Тенденции культуры в ХХ веке. Эстетика авангарда и модернизма. Постмодернизм и посткультура. Концепт симулякра и его содержание. Эстетика игры.
  • Тема 8. Сознание – фантом или реальность?
    Сознание как философская проблема. Естественнонаучная и философская интерпретации проблемы сознания. Многообразие концепций сознания в философии ХХ–XXI вв. Соотношение понятий “сознание”, “мышление”, “ум”, “интеллект”, “психика”. Проблема общественной природы сознания, сознание как субъективное. Сознание как высшая структурирующая и контролирующая деятельность. Понятие информационного взаимодействия. Роль информационного взаимодействия организмов со средой в процессах воспроизводства живых организмов, их эволюции и формирования сознания. Формы информационного взаимодействия: раздражимость, чувствительность (способность к ощущению), избирательность, ориентировочная деятельность, адаптация, опережающее отражение и прогноз. Роль коммуникаций и языка в процессе ноогенеза и развитии сознания. Лингвистические поля. Искусственный интеллект и индивидуальный компьютер в глобализирующемся мире.
  • Тема 9. Наука – система вечных истин или инструмент понимания?
    Проблема возникновения и развития познания. Культурно–историческая опосредованность познания. Место теории познания в современной философии и культуре. Классическое и неклассическое понимание познания. Соотношение основных принципов классического и неклассического понимания познания: критицизма и посткритицизма; фундаментализма и нормативизма (отказа от фундаментализма); субъектоцентризма и отказа от субъектоцентризма; наукоцентризма и отказа от наукоцентризма. Познание как постижение истины. Корреспондентная, когерентная, конвенциональная, прагматическая, экзистенциально–онтологическая концепции истины и их взаимодополнительность. Истина и заблуждение. Комплексный подход к критериям истины. Понятие и структура чувственного и рационального знания. Противоположность концепций рационализма и эмпиризма (сенсуализма) о роли чувственного и рационального в познании. Единство чувственного и рационального в современной модели познания. Соотношение чувственного и эмпирического, рационального и теоретического. Разум и вера, рациональное, нерациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Основные рациональные методы познания: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, идеализация. Наблюдение, измерение и эксперимент в познании. Связь философии и науки в осмыслении познания. Развитие философии науки от О. Конта (1798–1857) и Д.Ст.Милля (1806–1873) до Б. Рассела (1872–1970), Л. Витгенштейна (1889–1951), Т.Куна (1922–1995), И. Лакатоса (1922–1974), К.Поппера (1902–1994), П. Фейерабенда (1924–1994). Возникновение и развитие методологии и концепций гуманитарного знания и познания, их оппозиция господствующей культурно–исторической парадигме знания, опирающейся на обобщения в физико–математических науках – Ф. Шлейермахер (1768–1834), В. Дильтей (1833–1911), Г. Виндельбанд (1848–1915) Г. Риккерт (1863–1936), Э. Кассирер (1874–1945), Э. Гуссерль (1859–1938), М. Бахтин (1895–1973). Г.–Г. Гадамер (1900–2002) как основоположник современной герменевтики. Гадамер о соотношении традиций и новаций, о роли предрассудков, авторитета и традиций в понимании. Понимание как цель познания в современной науке. Принципы и методы понимания: герменевтический круг, интерпретация, диалог, вопросно–ответные методики, эмпатия и др.
  • Тема 10. Возможно ли «хорошее общество»?
    Понятие общества. Основные подходы к исследованию общества в истории философии. Социальная философия как продукт новейшей истории и отражение проблем эпохи. Основные течения: философия истории, марксизм, либеральная концепция, неофрейдизм. Философия истории – исследование генезиса общественной жизни, феноменов культуры и цивилизации. “Линейные” и “циклические” интерпретации истории: Г.В.Ф. Гегель, А. Тойнби, К. Ясперс. Культура и цивилизация, “душа” и “плоть” мировой истории в учениях О. Шпенглера, Н. Бердяева, Н. Данилевского. Марксизм – модель общественного развития с классовых позиций наемного труда. История как процесс развития и смены общественно–экономических формаций. Капитализм как мир тотального отчуждения. Движущие силы истории. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Классовая борьба – движущая сила развития общества. Коммунизм – социальный идеал и эпоха свободной индивидуальности. Преобразование марксизма В.И. Лениным: учение об империализме как высшей стадии капитализма; теория социализма; изменение учения о диктатуре пролетариата. Неомарксизм в ХХ веке, его центральное понятие “отчуждение”. Актуальность идей неомарксизма в философии и социуме. Либеральная концепция – паттерн общественного развития с классовых позиций собственника. Эволюция либерализма. Классическая либеральная концепция: идеи А. Смита, Дж. С Милля. Социал–либерализм ХХ века. Разновидности социального государства: кейнсианское государство в Европе и “общества массового потребления ” в США. Усиление коммунистической идеологии в странах капитала. Начало идеологической войны неолиберализма. “Дорога к рабству ” Ф.А. Хайека – защита безудержной рыночной экспансии. Попытки преодоления неолиберальной теории: концепции постиндустриального (.К. Гэлбрейт) и информационного обществ (О. Тоффлер). Концепт «хорошего общества», его теоретические истоки и эффективность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение занятий
  • неблокирующий качество и количество подготовленных выступлений
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий за 2 контрольных тестирования по терминам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Отекущ.контроль = 0,4•Одокл + 0,2•Одискус +0,2•Оконтр + 0,2•Опосещ; Опромежут.аттест = 0,6 Отекущ.контр. + 0,4•Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бычков В.В. - Эстетика. Учебник - КноРус - 2019 - 528с. - ISBN: 978-5-406-06519-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929859
  • Красников А. Н., Гаврилина Л. М., Элбакян Е. С. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 141с. - ISBN: 978-5-534-06573-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-i-filosofiya-religii-aktualnye-problemy-434237
  • Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В. ; Под ред. Лавриненко В.Н. - ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 283с. - ISBN: 978-5-534-10184-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-v-2-t-tom-2-osnovy-filosofii-socialnaya-filosofiya-filosofskaya-antropologiya-442435
  • Фейербах Л. ; Пер. Антоновский Ю. М. - СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-05977-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/suschnost-hristianstva-441831
  • Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИНДУИЗМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07305-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-induizm-442148
  • Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222
  • Бескова И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ). — М., 2001. — 269 c. - ISBN 5–201–02053–4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345469
  • Болдуин, Р. Великая конвергенция: информационные технологии и новая глобализация / Р. Болдуин ; пер. с англ. О. Левченко ; под науч. ред. А. Белых. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 416 с. - ISBN 978-5-7749-1317-6. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042618
  • Гегель Г. - Эстетика. Том I - Издательство "Лань" - 2013 - 321с. - ISBN: 978-5-507-11686-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5915
  • Гегель Г. - Эстетика. Том II - Издательство "Лань" - 2013 - 316с. - ISBN: 978-5-507-11687-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5916
  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-08951-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofskaya-antropologiya-v-2-t-tom-1-437508
  • Емельянов Б. В. - РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 446с. - ISBN: 978-5-534-00162-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-filosofiya-xix-veka-v-2-ch-chast-1-434268
  • Емельянов Б. В. - РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 344с. - ISBN: 978-5-534-00166-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-filosofiya-xx-veka-v-2-ch-chast-2-437990
  • Ивин А. А. - АКСИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-534-07703-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/aksiologiya-437438
  • Кассирер Э. ; Пер. Столпнер Б. Г., Юшкевич П. С. - ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 331с. - ISBN: 978-5-534-06411-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/poznanie-i-deystvitelnost-441991
  • КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939
  • Поликарпов, В. С. Прикладная философия : учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова, В. А. Поликарпова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 297 с. - ISBN 978-5-9275-2581-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021640 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021640
  • составители Н. А. Хренов, А. С. Мигунов - Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 688с. - ISBN: 5-89826-290-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77142
  • Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. проф. С.А Лебедева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 351 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01852-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028838