• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Апрель

Макроэкономика 1

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Базовый курс Макроэкономика 1 в бакалавриате является обязательным предметом для студентов 1 курса факультета мировой экономики НИУ-ВШЭ и рассчитан на один семестр (два модуля). Курс знакомит студентов с основами макроэкономики и основными понятиями и принципами макроэкономической теории и политики. В курсе рассматриваются проблемы определения совокупного продукта и национального дохода, измерения и проблем безработицы и инфляции и их взаимодействия, равновесия товарного и финансового рынков, рынка заемных средств и рынка труда, взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения, долгосрочного экономического роста и бизнес цикла. Специальная часть курса посвящена проблемам открытой экономики, таких как платежный баланс, детерминанты валютного курса, равновесие валютного рынка и платежного баланса при разных режимах валютных курсов. Большое внимание уделяется рассмотрению инструментов, механизмов и последствий фискальной и монетарная политик в краткосрочном и среднесрочном периодах, как в закрытой экономике, так и в открытой экономике. Студенты учатся использовать графики, диаграммы и эмпирические данные для анализа, описания и объяснения экономических процессов и явлений. В 4 модуле 2019/2020 уч. года студентам будет предоставлен доступ к онлайн курсу доцента департамента теоретической экономики Матвеевой Т.Ю. на платформе "Открытое образование", также занятия будут проходить онлайн на платформе ZOOM.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам знание макроэкономической терминологии и основных макроэкономических понятий и переменных, систематизированное представление о макроэкономической деятельности;
  • Научить принципам макроэкономического анализа с использованием алгебры и графиков, сформировать экономический образ мышления;
  • Обеспечить глубокое понимание принципов экономической теории, рассматривающей экономическую систему как единое целое, а также механизма макроэкономических процессов и разных типов макроэкономической политики;
  • Сформировать у студентов способность читать и понимать экономическую литературу;
  • Познакомить с принципами решения макроэкономических проблем и интерпретации макроэкономических процессов, стилизованных экономических фактов и реальных макроэкономических ситуаций;
  • Сформировать уровень знаний и навыков в области макроэкономики, соответствующих стандартам не только отечественного, но зарубежного высшего экономического образования;
  • Обеспечить основу для эффективного изучения последующих курсов, как в области макроэкономики, так и других дисциплин.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 01. Определяет предмет макроэкономики и основные макроэкономические переменные; отличает макро-экономические проблемы от микроэкономических;
  • 02. Объясняет основные принципы и методы макроэкономического анализа;
  • 03. Дает интуитивную интерпретацию поведению экономики в целом, используя модель кругооборота; дает описание макроэкономической системы и ее основных элементов
  • 04. Определяет валовой внутренний продукт (ВВП) и три метода его подсчета; рассчитывать другие показатели совокупного выпуска и совокупного дохода;
  • 05. Отличает номинальный ВВП от реального ВВП; фактический ВВП от потенциального ВВП;
  • 06. Подсчитывает показатели уровня безработицы, уровня инфляции, уровня благосостояния
  • 07. Объясняет способ определения равновесного реального выпуска в долгосрочном периоде и в кратко-срочном периоде и важность совокупного спроса для определения краткосрочного равновесия в макроэкономике;
  • 08. Выводит условия равновесия товарного рынка в двухсекторной, трехсекторной и четырехсекторной моделях экономики;
  • 09. Дает объяснения мультипликативному эффекту на товарном рынке, «парадоксу сбережений», разрывам совокупного выпуска и показывать их на графиках Кейнсианского креста;
  • 10. Выводит кривую совокупный спроса из модели Кейнсианского креста и объясняет ее свойства (наклон, сдвиги, движение вдоль)
  • 11. Перечисляет цели, инструменты и типы фискальной политики; интерпретировать механизм каждого из типов фискальной политики и показывать его на графиках;
  • 12. Объясняет основные ограничения и проблемы фискальной политики, особенно «эффект вытеснения» и дефицит государственного бюджета;
  • 13. Обсуждает альтернативные подходы к фискальной политике в макроэкономической теории, логику рас-суждений и выводы для политики
  • 14. Дает определение финансовым активам и их видам; определять деньги, их функции и виды;
  • 15. Объясняет процесс создания денег и мультипликативный эффект на денежном рынке;
  • 16. Интерпретирует детерминанты спроса на деньги и предложения денег и дает интуитивное объяснение процессу установления и восстановления равновесия на денежном рынке
  • 17. Определяет конечные цели и промежуточные ориентиры монетарной политики, перечисляет инструменты и типы монетарной политики; объясняет механизм каждого их типов монетарной политики и показывать его на графиках;
  • 18. Интерпретирует ограничения и проблемы монетарной политики;
  • 19. Дает оценку абсолютной и сравнительной эффективности фискальной и монетарной политики
  • 20. Объясняет установление и восстановление равновесия на рынке труда;
  • 21. Выводит кривую долгосрочного совокупного предложения (LRAS) и краткосрочного совокупного предложения (SRAS) из соответственно долгосрочного и краткосрочного равновесия на рынке труда;
  • 22. Дает интерпретацию современным моделям краткосрочного совокупного предложения
  • 23. Объясняет установление и восстановление равновесия в модели совокупного спроса – совокупного предложения;
  • 24. Определяет типы шоков совокупного спроса и совокупного предложения и дает интуитивное объяснение механизма и последствий каждого из шоков в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде
  • 25. Определяет безработицу и способы ее подсчета; интерпретирует источники и типы безработицы;
  • 26. Отличает естественный уровень безработицы от фактического уровня безработицы и использует модель динамики рабочей силы для подсчета естественного уровня безработицы;
  • 27. Обсуждает последствия безработицы (экономические и неэкономические, индивидуальные и на уровне общества в целом), особенно «законы Оукена» и перечисляет меры политики правительства по снижению уровня безработицы
  • 28. Определяет инфляцию и ее типы и интерпретирует причины инфляции;
  • 29. Обсуждает и объясняет издержки инфляции и показывает, почему инфляция служит препятствием для долгосрочного экономического роста;
  • 30. Отличает ожидаемую инфляцию от непредвиденной инфляции и их последствия с объяснением эффекта Фишера
  • 31. Объясняет выбор между безработицей и инфляцией и интерпретирует отношение кривой Филлипса и историю ее развития;
  • 32. Строит краткосрочную и долгосрочную кривые Филлипса и дает интуитивное объяснение, как экономика движется из краткосрочного равновесия в долгосрочное равновесие при разных типах инфляционных ожиданий;
  • 33. Определяет политику дезинфляции, объясняет ее механизм и интерпретирует коэффициент потерь при разных стратегиях политики дезинфляции
  • 34. Определяет долгосрочный экономический рост и его основную цель и показывает долгосрочный экономический рост на графиках;
  • 35. Обсуждает типы и источники долгосрочного экономического роста, используя производственную функцию и объясняет, как правительство может стимулировать долгосрочный рост;
  • 36. Отличает долгосрочный рост от экономического цикла; интерпретирует поведение основных макроэкономических переменных на разных фазах бизнес-цикла
  • 37. Определяет валютный курс, перечисляет факторы, влияющие на спрос на иностранную валюту и на предложение иностранной валюты, и объясняет причины и последствия изменения равновесия на валютном рынке;
  • 38. Обсуждает платежный баланс и его основные разделы; объясняет, как устанавливается равновесие платежного баланса при режиме фиксированного валютного курса и при режиме плавающего валютного курса;
  • 39. Дает интуитивное объяснение механизма и последствий фискальной политики и монетарной политики при режиме фиксированного валютного курса и при режиме плавающего валютного курса
  • 40. Перечисляет основные школы в макроэкономической теории и показывает области разногласий;
  • 41. Объясняет различия в подходах каждой из школ, предпосылках анализа и рекомендациях для экономической политики;
  • 42. Интерпретирует современные споры о макроэкономической политике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в макроэкономическую теорию
  • Основные макроэкономические переменные
  • Равновесие товарного рынка
  • Фискальная политика в закрытой экономике
  • Равновесие финансового рынка
  • Монетарная политика
  • Равновесие рынка труда и совокупное предложение
  • Совокупный спрос и совокупное предложение
  • Безработица
  • Инфляция
  • Кривая Филлипса
  • Экономический рост и экономический цикл
  • Открытая экономика
  • Школы макроэкономической мысли
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий мини контрольные (бонус)
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Контрольная работа 1 + 0.5 * Контрольная работа 3 + 0.05 * Домашние задания + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.15 * мини контрольные (бонус)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бланшар, О. Макроэкономика : учебник / О. Бланшар. — Москва : Высшая школа экономики, 2015. — 671 с. — ISBN 978-5-7598-1242-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100208 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика : учебник для вузов, Дорнбуш, Р., 1997