Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
Экономические катаклизмы
встряхнули и бизнес, и власть. Что изменилось в их взаимоотношениях?
Юлия Панфилова с одной стороны, государство оказывало поддержку крупному
бизнесу кредитами, гарантиями, чем заслужило упреки в особом отношении к
олигархам. Продемонстрирована воля к ослаблению административного давления и
генетически заданной жесткости правоохранительных органов к предпринимателям. С
другой стороны, от бизнесменов потребовали больше средств на социальные реформы
за счет повышения налоговой нагрузки, финансового участия в модернизационных
проектах. Что обо всем этом думает деловое сообщество? На этот и другие вопросы
"Профилю" отвечает президент Российского союза промышленников и предпринимателей
(РСПП) Александр ШОХИН.
-
Александр Николаевич, видите ли вы принципиальные изменения в отношениях
государства и бизнеса за последнее время?
- Изменения есть, но они не носят институционального характера. Нас слушают,
часто слышат, но только если есть такое желание у конкретных чиновников.
Никакие личные контакты не заменят постоянно работающие институты и механизмы.
-
Но мнением деловых кругов стали интересоваться вроде бы чаще.
- Несмотря на активные обсуждения, участие членов бизнес-сообщества в
подготовке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, совместную работу
в различных советах, комиссиях и рабочих группах, у предпринимателей нет
ощущения партнерских отношений с органами власти. Полноценное партнерство - это
участие не только в обсуждениях, но и в принятии решений.
-
Каким образом?
- Первое - это создание системы обязательной комплексной экспертизы любых
нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей. Оценка
регулирующего воздействия и антикоррупционная экспертиза - только первый шаг на
этом пути. Государство не обязано учитывать предложения бизнеса, но должно
иметь возможность посмотреть на вопрос глазами бизнеса. Второе - подключать
бизнес к обсуждениям на самой ранней стадии подготовки документа и не исключать
его на завершающей. Много случаев, когда решение принималось без обсуждения
либо учета позиции бизнеса, а потом все равно вносились предлагавшиеся нами
правки, так как закон не работал или работал не так, как нужно. Именно это
сейчас происходит с законодательством о защите конкуренции.
Пока не появятся четкие механизмы взаимодействия, не увеличится и доля тех, кто
считает, что государство относится к бизнесу, как к равноправному партнеру.
Сейчас их 8%.
-
Инициативы президента по декриминализации экономического законодательства
реализованы. При этом, судя по вашим исследованиям, предприниматели еще меньше
рассчитывают на справедливость судов, чем раньше. В чем дело?
- На самом деле наше исследование делового климата показало, что суд - самый
эффективный способ защиты своих прав. Так считают 66% опрошенных ВЦИОМом и РСПП
компаний. И нет ничего удивительного в сокращении более чем на 10% их
количества в кризисный год. Предприниматели в принципе чувствуют себя менее
защищенными. Скорее, речь идет о недостаточном равенстве сторон: компании
высоко оценивают шансы на защиту в суде против частных оппонентов (83%), и
только 26% надеются на справедливое судебное решение в тяжбе против властей.
Хотя компании умеют спорить с органами власти и даже выигрывают дела. В 2009
году требования налогоплательщиков о возврате из бюджета средств, излишне
взысканных или уплаченных, были удовлетворены по 66% таких дел. Это очень
важная цифра.
Система арбитражного судопроизводства в целом достаточно эффективная. Бизнес
чувствует сильные изменения к лучшему. Другое дело, что часто суду приходится
подменять законодательную или исполнительную власть и давать трактовку неясным
нормативным правовым актам. Отсюда, по-видимому, и предложения перейти к
прецедентному праву.
Что касается декриминализации, то проблема, как мы и ожидали, в
правоприменении. Оказывается, ограничить действие закона, защищающего интересы
и права предпринимателей при проведении проверок в налоговой сфере, можно
письмом заместителя Генерального прокурора. А разработчики следующего блока
законов по декриминализации честно признаются, что не знают, как гарантировать
применение правильных и со всеми согласованных норм.
-
Складывается впечатление, что возможности чиновников пользоваться статусной
рентой растут, несмотря на объявленную борьбу с коррупцией. Чем это объяснить?
- Да, один из наиболее неприятных итогов опроса РСПП - ВЦИОМа - рост
показателей по коррупции и связанной с ней проблемой административных барьеров.
В начале кризиса было ощущение, что нечистые на руку чиновники, не понимая, что
ждет экономику через полгода, пытались создать "жировой запас" и
взять с компаний по максимуму. Но, разумеется, наш опрос - это не объективный
показатель увеличения числа коррупционеров или размеров взяток, а лишь индикатор
роста озабоченности бизнеса. В кризис коррупция страшнее и нехватки кадров, и
высоких налогов, и высоких цен.
Но вряд ли стоит говорить об увеличении возможностей чиновников пользоваться
статусной рентой. Скорее, эти возможности недостаточно быстро сокращаются.
-
Почему, на ваш взгляд, оказался неэффективным закон, регламентирующий проверки
предприятий?
- Напротив, закон достаточно эффективен. И мы рады, что позиция РСПП
поддержана, и его действия распространили на весь бизнес, в том числе крупный.
Отчасти закон оказался даже чересчур действенным: возможности чиновников
проводить необоснованные проверки настолько резко ограничили, что они старались
"добирать" деньги другими способами.
Опрос предпринимателей, который мы проводим вместе с ВЦИОМом уже три года,
показывает, что все это время лидерство по количеству жалоб компаний сохраняет
требование проверяющих предоставить документов больше, чем это предусмотрено
законодательством (33%). Далее идут прямые или косвенные намеки на
необходимость оплаты "услуг" чиновников (30%). Именно здесь, к
сожалению, наблюдается двукратный рост количества компаний, которые
сталкиваются с этой проблемой. Это и есть "добирание" чиновниками
недостающих денег.
При этом доля жалоб на избыточную частоту проверок сократилась.
Значит, закон работает. Есть еще один положительный момент: чиновникам от
полузаконных методов давления на бизнес приходится переходить к полностью
незаконным, а в этом случае предприятию легче отстоять свои права.
-
Есть ли шанс, что фискальным, надзорным органам рано или поздно придется по
закону отвечать за свои ошибки?
- Надеемся, что да. Государство по-прежнему "равнее" остальных
субъектов экономических отношений. Компания отвечает за ошибки сотрудника, государство
не отвечает за ошибки чиновника. При этом отсутствие зарезервированных средств
в бюджете не основание для отказа в компенсации. Создавайте резервный фонд
"Для пострадавших от действий чиновников", страхуйте ответственность,
минимизируйте возможность ошибок или недобросовестного поведения.
-
Как предприятия могут компенсировать потери от повышения отчислений в
социальные фонды до 34%?
- Компенсировать рост нагрузки на фонд оплаты труда на одну треть сами
предприятия не могут. Но очевидно, что будут использоваться инструменты
адаптации к новым налоговым порогам. Кроме роста цены на товары и услуги, где
это возможно, предприятия могут стабилизировать фонд оплаты труда, в том числе
за счет сокращения найма новых работников. Сложнее всего адаптироваться будет
малым предприятиям. Для тех, кто работал по упрощенной системе налогообложения,
увеличение социальных страховых взносов составит до 80%. Здесь есть риск ухода
бизнеса в тень, возврат к заработной плате в конвертах.
Нас беспокоят и дополнительные социальные инициативы, которые сейчас активно
обсуждаются: возможное повышение ставки (с 5,1% до 7% и выше) в рамках реформы
ОМС, введение дополнительных обязательных платежей работодателей в размере 6% в
рамках концепции развития накопительного пенсионного страхования и ряд других,
не менее оригинальных идей. В итоге нагрузка на фонд оплаты труда может
превысить 40%, а для некоторых предприятий и 50%. И это при нечетких
формулировках направлений расходования средств.
-
Где же государству брать средства на "социалку"?
- У РСПП есть четкое понимание, что социальной сфере нужны дополнительные
средства. Но мы не согласны, что нет альтернатив росту страховых взносов.
Например, масштабная приватизация госсобственности - продажа не только того,
чего не жалко государству, но и того, что ему на самом деле не нужно, а для
бизнеса интересно. Эти средства также могут стать источником, например,
введения инвестиционной льготы и мер по стимулированию инноваций. Ведь
финансовое благополучие социальных фондов нельзя отрывать от задач
модернизационного развития экономики. Без этого затруднительно говорить о новых
рабочих местах, росте производительности и заработной платы и, в конечном
счете, об источнике доходов социальных фондов.
Нужны масштабные, в том числе налоговые, стимулы для трансформации экономики.
Пока прогноз по росту инвестиций, мягко говоря, невысокий - 3% в 2010 году,
менее 9% - в 2011 году.
-
Была ли необходимость озвучивать идеи по изменению трудового законодательства
главы "Группы ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова?
- Этот вопрос вызвал ажиотаж из-за того, что многие отреагировали на
предложения, не ознакомившись с ними. А кроме того, многие сочли, что это
предложение "олигарха". На самом деле Михаил Прохоров выступал от
имени РСПП, как председатель комитета по рынку труда, кадровым стратегиям и
пенсионным системам. Много говорят о конкурентоспособности экономики, компаний...
Но и рынок труда должен отвечать тем же требованиям - гибкости, эффективности,
соответствию спроса и предложения.
Предлагаемые нами меры - не сохранять принудительно неэффективные,
низкооплачиваемые рабочие места, а создавать новые для квалифицированных
работников, не забывая о модернизации образования. И в этом нас поддерживает
правительство. Мы действительно предлагаем уточнить отдельные нормы трудового
законодательства, которые отстали от жизни. Речь не может идти о свободе
увольнять сотрудников. Нужно снять избыточные ограничения по заключению срочных
трудовых договоров в малом бизнесе, оформить правовые основы дистанционной и других
форм гибкой занятости.
Мы особо выделяем малый бизнес по двум причинам. Во-первых, из-за необходимости
повышения цивилизованности, отдельных сегментов рынка труда. Не будем скрывать,
при всех проблемах на крупных предприятиях, в малом бизнесе работники на
порядки менее защищены. Во-вторых, для малого бизнеса гибкость кадровой
политики - условие выживания. Для крупного бизнеса десять сотрудников - 1%
занятых или меньше, а для малого и один сотрудник - это четверть работников.
Нельзя забывать и то, что модернизация, рост производительности по определению
подразумевают реструктуризацию, перераспределение работников внутри
предприятия, между производствами, когда, например, закрываются старые цеха и
подразделения и открываются новые. Нередко здесь нужны работники с обновленными
компетенциями. Чтобы эти процессы не оборачивались болезненным ростом
безработицы, нужно укреплять конкурентоспособность работников и выводить на
новое качество государственную поддержку рынка труда. Пока недостаточная
квалификация кадров - ключевая угроза для развития компаний. И одновременно
угроза сохранения безработицы.
СУД В 2009 году с успехом оспорено 60,3% дел о привлечении к административной
ответственности и 67,4% дел, связанных с налогообложением. Требования,
оспаривающие нормативные правовые акты госорганов и органов местного
самоуправления удовлетворены на 20,6%. Это означает, что каждый пятый
оспариваемый акт должен быть отменен.
/Профиль, 28,06.2010 год/
http://www.рспп.рф/Default.aspx?CatalogId=234&d_no=8504