Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
15 ноября 2017 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс д.и.н., профессора, заместителя руководителя департамента политической науки, заместителя руководителя НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций Орлова Игоря Борисовича на тему «Бизнес и власть в России. История вопроса».
Выступление Игоря Борисовича представляло собой, по словам самого эксперта, исторический экскурс вопроса взаимодействия бизнеса и власти в России. Главный исследовательский вопрос, который эксперт предложил на суд собравшихся слушателей, звучит следующим образом: Верна ли формулировка, что в России, в противоположность западной цивилизации, не богатство определяет власть, а, наоборот, власть ведет к богатству?
Экспертом были приведены несколько типологий моделей взаимодействия бизнеса и власти, выделенных российскими исследователями. Так, по роли государства выделяются «государство порядка», «государство наказания», «государство-спасатель»; по роли бизнеса – «подавления» и «принуждения», «патронажа», «невмешательства» власти, «партнерства», «доминирования», «игнорирования», «конкуренции», «конфронтации», «приватизации власти»; по степени конфликта интересов – функциональная, партнерская, модель государственного патронажа, симбиотическая и конфликтная модели. И, наконец, по комбинации параметров «сильная/слабая власть» и «сильный/слабый бизнес» – государство «хищник»: политика невмешательства, взаимные заложники, поиск ренты и «захват государства».
В своем мастер-классе Игорь Борисович подробно рассмотрел проблему дефиниции предпринимательского слоя, начиная с середины XIX века, для чего представил результаты анализа этого вопроса по трем направлениям – в художественной литературе, в мемуаристике и воспоминаниях, в научной литературе.Так, например, экспертом был наглядно продемонстрирован образ купца в художественной литературе (от «темного купеческого царства» у Н.А. Добролюбова до «луча света» у А.Н. Островского).
Говоря о самоидентификации российского предпринимателя, Игорь Борисович выделил две основные его черты – сословную гордость и крестьянское происхождение. Эксперт отдельно подчеркнул, что исторически так сложилось, что российские предприниматели всегда находились в поиске баланса своих экономических интересов и политической свободы.
В завершении мастер-класса Игорь Борисович сформулировал основные выводы своего выступления. Во-первых, в условиях модернизации поисками путей дальнейшего развития занялось не только правительство, но и деловая элита. Расширение масштабов торгово-промышленной деятельности заставляло правительство идти на диалог с деловыми кругами, которые не хотели довольствоваться пассивной ролью. Во-вторых, православие было не атрибутом респектабельности, а определяющим мотивом жизнедеятельности бизнеса. В-третьих, размывание купеческих кланов вело к доминированию императива выживания и интересов в противовес ценностям.
После выступления Игоря Борисовича у слушателей факультатива была возможность задать свои вопросы эксперту. В частности, были рассмотрены примеры предпринимательской деятельности в исторической перспективе. Дифференцируя термины купец и предприниматель, Игорь Борисович еще раз подчеркнул, что купец изначально предполагал принадлежность к сословию. Наконец, комментируя вопрос о том, почему Россия считается страной догоняющего развития, а все инновации мы импортировали, эксперт отметил, что суть не в том, что мы не могли чего-то изобрести, а в том, что мы это не внедряли, у нас не было культуры внедрения инноваций.