Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
17 октября 2018 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс д.ю.н., профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Члена Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, Председателя комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, заместителя Председателя Экспертного совета Фонда развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, Председателя Совета директоров «Национальное агентство прямых инвестиций» Вдовина Игоря Александровича на тему «Привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты: финансовые инструменты и механизмы господдержки».
Свой мастер-класс Игорь Александрович с самого начала построил в режиме диалога с аудиторией: присутствовавшие слушатели факультатива получили уникальную возможность непосредственно участвовать в обсуждении, в том числе путем голосования.
Нужна ли России инфраструктура? Именно с этого вопроса начал свое выступление эксперт. Существует мнение, что инвестиции нам не нужны, так как в России низкая плотность населения, сложные климатические условия, капиталоемкое строительство и т.д.
Зарубежный опыт показывает, что каждая страна имеет уникальную инфраструктуру. Например, в Китае – крупнейшая сеть высокоскоростных железных дорог.
В качестве приоритетов развития инфраструктуры для России выделяют инженерную и ЖКХ-инфраструктуру, транспортную инфраструктуру, социальную инфраструктуру и телекоммуникационную инфраструктуру.
Внешняя среда очень сильно влияет на то, какие источники инвестиций мы можем использовать. В данном контексте экспертом было отмечено влияние санкций и экономического кризиса и цен на нефть.
Отдельное внимание Игорь Александрович уделил анализу источников инвестиций, среди которых были рассмотрены федеральный/региональный бюджет и ГЧП, международные финансовые инвесторы, финансовый рынок (открытый), национальные инвесторы и институты развития, стратегические инвесторы.
При этом новыми механизмами и инструментами инвестиций выступают концессии и контракты, создание инфраструктурных фондов,инфраструктурная ипотека, госгарантии, налоговые льготы, субсидии (в том числе процентных ставок).
Во второй части мастер-класса Игорь Александрович передал слово Чистякову Павлу Александровичу, Вице-президенту Центра экономики инфраструктуры, который участвовал в создании большинства стратегических документов в части транспортной инфраструктуры в России.
Выступление Павла Александровича было посвящено теме привлечения инвестиций в инфраструктуру, а конкретнее – приоритетам и задачам для транспорта. При этом основными приоритетами в данном вопросе являются, по словам эксперта, пространственные – децентрализация экономического роста за счет создания крупных объединений городов и сельских регионов.
Что касается иностранных инвестиций, то вероятно ограничение возможностей привлечения инвестиций с развитых рынков в результате санкций, а альтернативными рынками капитала будут выступать Китай и арабские страны.
Эксперты представили аудитории несколько проектов в рамках комплексного плана развития инфраструктуры, в частности были рассмотрены ВСМ «Москва – Казань», проект «Транспортно-логистические центры», проект «Европа – Западный Китай».
В завершении мастер-класса Игорь Александрович попросил присутствовавших слушателей факультатива проголосовать по вопросу, будет ли построен высокоскоростной железнодорожный коридор Европы. Так, 32% слушателей считают, что будет построен полностью (от Берлина до Пекина), 51% - будет построен от Москвы до Казани, 17% - не будет реализован вообще. У слушателей была возможность аргументировать свою позицию по обозначенному вопросу, а также задать все интересующие вопросы экспертами, благодаря чему имела место оживленная дискуссия по вопросами привлечения инвестиций в России.