Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
13 февраля 2019 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс к.э.н., Вице-президента, управляющего директора по экономической политике и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей Глуховой Марии Николаевны на тему «Деловой климат в России: новые возможности и существующие риски».
В первой части мастер-класса Мария Николаевна, характеризуя проблемы и перспективы российской экономики, обратилась к макропоказателям и статистике. Эксперт познакомила слушателей факультатива с результатами оценок положения России в различных индексах – например, речь шла об индексе глобальной конкурентоспособности и рейтинге стран по легкости ведения бизнеса.
Мария Николаевна проиллюстрировала сложившуюся экономическую ситуацию в нашей стране наиболее показательными примерами ее оценки представителями компаний-членов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Подобные опросы РСПП проводит, начиная с 2012 года. Так, среди основных проблем бизнеса в 2019 году респонденты называют неплатежи со стороны контрагентов (40,2% опрошенных бизнесменов), недостаток оборотных средств (33,7%), снижение спроса на продукцию (26,1%), валютную нестабильность (26,1%), рост фискальной нагрузки (25,0%), ухудшение условий поставки сырья и комплектующих (16,3%), недоступность заемных финансовых ресурсов (14,1%), сокращение инвестиционных программ компании/их перенос (14,1%), рост административной нагрузки (9,8%) и санкции (8,7%). При этом среди основных стратегий бизнеса на 2019 год называются сокращение расходов; реализация программы по внедрению энергосберегающих технологий; повышение цен на продукцию/услуги и другие.
В целом, по словам эксперта, оценка бизнесом делового климата свидетельствует о том, что он за последний год либо не изменился, либо ухудшился. Традиционно основными ограничениями для развития компаний (по результатам опроса в 2018 году) являются рост тарифов, избыточно высокие налоги, недостаток квалифицированных кадров.
Среди наиболее эффективных мер поддержки со стороны государства бизнесменами были отмечены следующие: налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по заемным средствам, субсидирование за счет бюджетных средств отдельных расходов компании, кредитование инвестпроектов институтами развития, предоставление государственных гарантий, льготы по таможенным платежам и пошлинам, грантовое финансирование, фиксация уровня фискальной нагрузки на период реализации инвестпроекта, предоставление необходимой инфраструктуры.
При этом был выявлен ряд причин, по которым компании не пользовались государственной поддержкой в 2017-2018 годах, среди них: сложные процедуры получения и отчетности; неадекватные требования и критерии предоставления поддержки; отсутствие релевантной информации о работе институтов развития и другие.
Во второй части мастер-класса имела место оживленная сессия ответов эксперта на вопросы слушателей факультатива. В частности, речь шла об успешных ГЧП-проектах. Мария Николаевна отметила, что лоббизм сейчас уходит от «чистой» корпоративности и становится более системным и институциональным. Этот опыт системной работы с бизнесом заложило Агентство стратегических инициатив (АСИ).