Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
20 февраля 2019 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс д.и.н., профессора, заместителя руководителя департамента политической науки, заместителя руководителя НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций Орлова Игоря Борисовича на тему «Бизнес и власть в России. История вопроса».
В начале своего выступления Игорь Борисович коротко рассказал слушателям факультатива об итогах студенческой экспедиции в Рязанскую область, организованной НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций в рамках университетского проекта «Открываем Россию заново». Эксперт рассказал об особенностях дискуссий с главами региональных отделений «бизнес-четверки» и другими представителями экспертного и бизнес-сообщества, которые поделились своим видением на взаимодействие бизнеса и власти в регионе.
Игорь Борисович рассмотрел несколько типологий моделей взаимодействия бизнеса и власти, выделенных российскими исследователями. Среди прочих: по роли государства выделяют «государство порядка», «государство наказания», «государство-спасатель»; по роли бизнеса – «подавления» и «принуждения», «патронажа», «невмешательства» власти, «партнерства», «доминирования», «игнорирования», «конкуренции», «конфронтации», «приватизации власти». Среди современных моделей взаимодействия бизнеса и власти выделяют: партнерскую, модель принуждения, ангажированную, цивилизационную, системную, карманную, диалоговую, конфликтную.
Эксперт в своем выступлении проанализировал проблему дефиниции предпринимательского слоя в России, начиная с середины XIX века. На суд слушателей были представлены результаты анализа этого вопроса по трем направлениям – в художественной литературе, в мемуаристике и воспоминаниях, в научной литературе.
Сословная гордость и крестьянское происхождение – таковы две основные черты самоидентификации российского предпринимателя, по мнению Игоря Борисовича. При этом для предпринимателей в России исторически был характерен поиск баланса между своими экономическими интересами и политической свободой.
Подводя итог своему выступлению, Игорь Борисович отметил, что в условиях модернизации поисками путей дальнейшего развития страны занялось не только правительство, но и деловая элита. Расширение масштабов торгово-промышленной деятельности заставляло правительство идти на диалог с деловыми кругами, которые не хотели довольствоваться пассивной ролью.
В конце мастер-класса у слушателей была возможность задать свои вопросы эксперту.