Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
3 апреля 2019 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс Баширова Марата Фаатовича, Генерального директора АНО «Центр Изучения Проблем Международных Санкционных Режимов», члена экспертного Совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Тема мастер-класса: «GR в условиях внешних санкций».
Свое выступление в рамках мастер-класса Марат Фаатович посвятил рассмотрению GR-стратегий в кризисных условиях и обуславливающих их внутренних и внешних причин.
Эксперт в качестве основных причин кризиса называл следующие: 1) собственная несостоятельность, 2) воздействие внешних рыночных факторов, 3) из-за решений внутренних регуляторов или правительств иных государств. При этом предприниматели обращаются в государственные органы в основном для получения доступа к распорядительным возможностям государства для развития или сохранения бизнеса.
Марат Фаатович подчеркнул важность разграничения понятий GR и лоббизм. Так, GR – это коммуникация с правительственными структурами в лице их представителей – государственных служащих. В то время как лоббизм – это влияние на законодательные условия ведения бизнеса.
GR-стратегии компаний в кризисных ситуациях обусловлены воздействием внешних рыночных факторов или решений внутренних регуляторов. Так, может иметь место угроза появления новых конкурентов, воздействие рыночной власти покупателей, угроза субститутов (продуктов или услуг), рыночная власть поставщиков.
Эксперт отметил следующие новации США и иных стран последнего времени: 1) формирование национальной правовой системы США, доминирующей над национальными правовыми системами других стран; 2) основа санкций – дипломатия принуждения, торговые, финансовые, транспортные и тарифные ограничения; 3) судебный механизм защиты против санкций – не работает. По словам Марата Фаатовича, главная новация США в данном контексте заключается в том, что они переместили санкции в плоскость экономической конкуренции.
В заключительной части мастер-класса имела место оживленная дискуссия эксперта со слушателями факультатива во время ответов Марата Фаатовича на вопросы из зала. В частности, эксперт ответил на вопрос о том, в чем отличие GR-коммуникаций в РФ и на Западе. По его мнению, западные предприниматели в России могут «просить» - так, у немецкого бизнеса в России все очень хорошо (они даже купили себе здесь здание).