Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
17 февраля 2021 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс к.э.н., Вице-президента, управляющего директора по экономической политике и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей Глуховой Марии Николаевны. Тема мастер-класса: «Деловой климат в России: новые риски и новые возможности».
Свое выступление в рамках мастер-класса Мария Николаевна посвятила анализу делового климата в России в сравнительной перспективе за последние три года. Экспертом были представлены первые результаты ежегодного опроса, который Российский союз промышленников и предпринимателей проводит среди 300 компаний-членов. Так, по оценкам бизнесменов, состояние деловой среды за минувший год, по понятным причинам, ухудшилось. При этом российский бизнес настроен достаточно оптимистично, он достаточно гибок и легко приспосабливается к любым условиям. Важным моментом является и то, что по результатам опроса за 2020 год инвестиции крупного и среднего бизнеса в основной капитал продолжают расти, то есть инвестиционная активность бизнеса остается на высоте, что очень важно в условиях нарастающей конкуренции. Выигрывают компании, которые готовы меняться, которые готовы инвестировать – в обучение сотрудников, в новые технологии, в новые продукты, выход на новые рынки. Мария Николаевна назвала направления, в которые компании готовы инвестировать в первую очередь – речь об инвестициях в сотрудников, в повышение квалификации – это одно из самых перспективных направлений для компаний, которые думают о своей конкурентоспособности.
Подробно были рассмотрены наиболее острые проблемы, которые мешают предпринимательской деятельности в России. Мария Николаевна обратила внимание слушателей, что большинство проблем не теряет своей актуальности с 2007 года, когда РСПП впервые начал проводить подобные опросы бизнесменов. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, – высокие тарифы и налоги, административные барьеры и недостаток квалифицированных кадров. Отдельного внимания эксперта заслужило рассмотрение динамики уровня фискальной нагрузки в 2018-2020 годах. Предсказуемость фискальной нагрузки – одна из основных вещей, которая нужна бизнесу.
В рамках мастер-класса речь шла также об универсальных мерах поддержки бизнеса со стороны органов государственной власти, среди которых экспертом были отмечены учет расходов на дезинсекцию, продление сроков ответов на налоговые требования, продление сроков предоставления отчетности и другие.
Отдельное внимание экспертом было уделено рассмотрению проблемы нехватки квалифицированных кадров. 2020 год был первым годом, когда по результатам опросов был зафиксирован спрос на неквалифицированных рабочих. Но, в общем и целом, ситуация, по словам Марии Николаевны, за последние годы не особо меняется – бизнесу по-прежнему не хватает квалифицированных кадров.
Почти 90% компаний использовали в период пандемии механизм удаленной работы, при этом оценки того, сохранится ли потребность в удаленной работе в будущем, среди бизнесменов разделились поровну. Большая работа ведется по изменению трудового законодательства, в которое вводится возможность использования комбинированного режима работы (часть дней в офисе, часть на удаленной работе).
Во второй части мастер-класса Мария Николаевна рассказала слушателям факультатива о том, что ждет компании после пандемии. Так, по оценкам бизнесменов, вырастет число работающих удаленно работников, при этом станут выше требования к каждому сотруднику, в том числе в области знаний цифровых технологий. Многие профессии перейдут в онлайн.
Говоря о недостаточности квалификаций сотрудников, Мария Николаевна перечислила направления расходов компаний на образовательные программы в прошлом году. Так, в основном компании вкладывались в образовательные программы для сотрудников по профилю компании, в организацию производственной практики для студентов профильных учреждений профобразования. Кроме того, были отмечены расходы на независимую оценку квалификации сотрудников, на развитие организаций профессионального образования, на разработку профессиональных стандартов.
За последние пять лет производительность труда выросла более, чем на 10% только в 30% опрошенных компаний. По словам эксперта, мы очень сильно отстаем от мировых компаний по темпам роста, и это очень грустная история.
По словам Марии Николаевны, один из позитивных моментов к концу 2020 года: Банк России последовательно снижал ключевую ставку, бизнес это почувствовал. Снижение ставки по кредитам помогло компаниям и удержать свои инвестиционные программы, и сохранить свою деятельность, и упасть экономике в целом не так сильно, как изначально предсказывали некоторые экономисты и даже органы власти.
Чего не хватает бизнесу? В первую очередь бизнесу не хватает рефинансирования кредитов за счет государственных субсидий, реализации значимых инфраструктурных проектов федерального или регионального масштаба.
Говоря о перспективах, Мария Николаевна еще раз подчеркнула, что российский бизнес относится к неисправимым оптимистам. Многие компании смогли выйти на новые экспортные рынки. В планах у более, чем 30% опрошенных бизнесменов серьезное улучшение позиций своих компаний, а 25% компаниям для этого понадобится менее трех месяцев. Данный кризис – это проверка возможностей для компаний. В целом можно надеяться, считает Мария Николаевна, что даже если этот год будет не менее сложным, чем прошлый, российский бизнес сможет эффективно ответить на те вызовы, которые возникают, сможет решить задачи, которые стоят перед ним, и обеспечить конкурентоспособность экономики и страны в целом.
В конце мероприятия Мария Николаевна ответила на вопросы слушателей факультатива. Вопросы касались темпов роста несырьевого экспорта в России, влияния на бизнес единовременных выплат населению, о разнице оценок иностранных и российских инвесторов по отношению к деловому климату в России, о возможном вкладе государства в повышение квалификаций сотрудников компаний.