• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О мастер-классе Орлова Игоря Борисовича

24 марта 2021 года в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика», организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс д.и.н., проф., заместителя руководителя департамента политической науки, заместителя руководителя НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций Орлова Игоря Борисовича. Тема мастер-класса: «Бизнес и власть в России: история и современность».

24 марта 2021 года состоялся мастер-класс Орлова Игоря Борисовича

Свое выступление Игорь Борисович посвятил, по его словам, рассмотрению «вечной темы» - отношениям бизнеса с властью, но кроме того есть же еще и население. Сохраняется большой интерес рассмотрению опыта взаимодействия с предпринимателями в исторической ретроспективе. Эксперт отметил, что интерес заключается в том, чтобы не просто описать процессы подобного взаимодействия, а попытаться их актуализировать. Так, успешному взаимодействию бизнеса и органов государственной власти препятствуют: недостаточный уровень отраслевых и управленческих компетенций; неготовность органов власти к признанию позиции бизнес-сообщества; трудности коммуникации в силу отсутствия понимания встречных интересов; непрозрачность процедур принятия решений; коррупция.

Игорь Борисович коротко охарактеризовал существующие типологии взаимодействия бизнеса и власти. Так, модели могут различаться в зависимости от выбранного основного критерия – по роли государства, по роли бизнеса, по степени конфликта интересов, по комбинации параметров «сильная/слабая власть» и «сильный/слабый бизнес». Игорь Борисович поделился со слушателями факультатива итогами ряда студенческих экспедиций, организованных НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций в рамках университетского проекта «Открываем Россию заново», и обозначил региональные особенности взаимодействия бизнеса и власти. Среди современных моделей взаимодействия бизнеса и власти исследователи выделают партнерскую модель, модель принуждения, ангажированную модель, цивилизованную модель, системную модель, карманную модель, диалоговую модель, конфликтную модель и модель point-to-point.

Игорь Борисович обозначил проблемные вопросы, которые остаются дискуссионными при разговоре о специфике взаимодействия бизнеса и власти. Например, верна ли формула, что в России, в противоположность западной цивилизации, не богатство определяет власть, а, наоборот, власть ведет к богатству? Чем было вызвано сознательное невмешательство предпринимателей в политику?

Эксперт предложил слушателям факультатива дать определение предпринимательскому слою, обратив внимание, что у данного понятия существует определенная проблема с дефиницией. Игорь Борисович представил результаты анализа данного вопроса в художественной литературе (образ купца), в мемуаристике и воспоминаниях (образ предпринимателя), в научной литературе (торгово-промышленная элита).

Говоря о самоидентификации деловой элиты, Игорь Борисович подчеркнул, что она строилась на сословной гордости и на кодексе корпоративной чести, а механизмами социальной идентификации оставались благотворительность и меценатство. Размывание купеческих кланов вело к доминированию императива выживания и интересов в противовес ценностям.

В конце мастер-класса Игорь Борисович ответил на вопросы, в частности речь шла о периодах в истории России, на протяжении которых было наиболее сильно распространено взяточничество; о сохранении в ментальности российского населения отрицательного отношения к «богатым и успешным».