Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
Владимир Сенин и Петр Авен |
Петр Авен с 1994 по 2001 год был бессменным президентом «Альфа-Банка», отвечал за общую стратегию развития и за поддержание связей с деловыми и правительственными кругами в России и за рубежом. А до этого времени в 1991–1992 годах возглавлял Министерство внешних экономических связей и являлся представителем Президента РФ по связям с индустриально развитыми странами. Так что лучшей кандидатуры для мастер-класса по Government relations (GR) вряд ли найти. Но Петр Авен пришел не один, своим опытом на встрече со студентами Вышки поделился также заместитель председателя правления «Альфа-Банка» по связям с органами государственной власти Владимир Сенин.
GR — это серьезная работа, требующая очень высокой квалификации сотрудников. По словам Петра Авена, необходимо знать, как устроен бизнес, в данном случае — банковский, как работает регулятивная среда («отношения с регуляторами — Центробанком, Минфином — это отдельная история»), как вообще выстраиваются отношения с властью, как работает и меняется налоговая система, какие социальные обязательства должен нести бизнес. Банки, конечно, меньше зависят от власти, чем многие другие секторы экономики, но, например, в кризисные моменты требуется тесное взаимодействие.
Именно поэтому GR-подразделение «Альфа-Банка» довольно большое, а у каждого сотрудника своя зона ответственности. Заказчиками же услуг выступают почти все другие подразделения банка.
Самыми важными для GR-специалиста Петр Авен считает умение произвести впечатление, умение выстраивать отношения с очень разными людьми, представлять и отстаивать позиции банка. «Убеждать чиновников или депутатов безумно сложно. Чиновник часто думает, что вы ему мешаете жить». Иногда и уровень квалификации чиновника не высокий. По сравнению с СССР, считает глава «Альфа-Банка», чиновничество стало хуже, ведь самые талантливые люди нынче идут в частный сектор. А в Советском Союзе таланты шли в науку и бюрократию. Конечно, и тогда, и сейчас среди чиновников встречаются очень разные люди, но в целом тогдашний Госплан и сегодняшнее Минэкономразвития сравнивать нельзя, качество госаппарата упало катастрофически, считает Петр Авен.
Одним из примеров успешной работы GR-службы «Альфа-Банка» можно назвать лучший в России Интернет-банкинг. Чтобы этого добиться, надо было менять законодательство, понимать, как технически устроены многие вещи. Востребованными оказались специальные знания сотрудников GR-подразделения. «Когда было принято решение о развитии услуг, предоставляемых через Интернет, — рассказывает Владимир Сенин, — мы создали специальную группу, которая проанализировала правовую базу, правоприменительную практику, выработала предложения по совершенствованию законодательства. У «Альфа-Банка», наверное, вряд ли когда-нибудь будет столько отделений, сколько у Сбербанка, и Интернет-банкинг — один из способов работы с клиентурой. Но чтобы новое направление развивать, потребовались большие усилия со стороны GR-службы».
По словам Владимира Сенина, регулирование в банковской сфере в последнее время усиливается. Это значит, что у GR-подразделений становится больше работы, ведь к «традиционным» регуляторам — ЦБ и Минфину — добавились ФАС и Роспотребнадзор. И все это — государственные структуры, с которыми необходимо постоянно поддерживать контакт, участвовать в совещаниях.
Приоритетными же вопросами GR-службы остаются, по сути, два: увеличение конкурентных преимуществ и снижение рисков. Причем, уточнил Владимир Сенин, «Альфа-Банк» продвигает инициативы, которые касаются не только самого банка, но и финансового рынка в целом, банковской сферы или бизнеса вообще. А собственная позиция далеко не всегда совпадает с позицией власти. Бывает и так, что по какому-то вопросу у власти вообще нет позиции, и тогда ее нужно сформировать через участие в профессиональных ассоциациях, конференциях и других мероприятиях, — это еще один аспект работы GR-службы.
Деятельность GR-специалистов требует особой тщательности. «Сначала формулируется задача, а затем составляется подробный, пошаговый план действий. Это необходимо делать, так как в органах государственной власти — в Правительстве, в Госдуме, в Центробанке — есть свои регламенты и процедуры, регулирующие и порядок обращений, и порядок прохождения (согласования) документов. И так по каждому предложению», — поделился опытом В. Сенин. Поэтому помимо прочего сотрудник GR-службы должен быть очень ответственным, чтобы не приходилось что-то переделывать, если изначально в исходный документ из-за невнимательности попала какая-то ошибка.
Завершился мастер-класс руководителей «Альфа-Банка» ответами на вопросы студентов. Действительно, по словам Петра Авена, в деятельности GR-подразделений банков преобладает реактивное направление работы, а проактивный блок отстает. Это можно объяснить тем, что предложения по улучшению среды сформулировать и отстаивать значительно сложнее, чем работать на снижение издержек. «Человек вообще ориентирован на реакцию, а не на предвидение. И это вполне естественно», — считает Петр Авен.
На вопрос о том, с кем эффективнее работать, с руководителем или с исполнителями, Владимир Сенин ответил так. «Эффективнее работать с исполнителями, которые готовят документы. Если такой чиновник проникся вашей идеей, предложением, то и работа будет результативнее. Средний уровень бюрократии самый важный в плане GR. Если же вы обратитесь сразу к первому руководителю, то он, скорее всего, не станет вникать в проблему и отправит вас опять-таки к исполнителям».
Интересовали студентов и вполне прагматичные вещи, касающиеся трудоустройства в сфере GR. Большой проблемой является возраст соискателей. Для общения с чиновниками не подходят вчерашние выпускники университета, необходим опыт. Хорошо, если он был приобретен как раз в органах власти или в бизнесе. «Своему сыну не советовал бы приобретать опыт в госкорпорациях — там слишком легко работать, и это расслабляет, — сказал Петр Авен. — Больше опыта, а значит и большие карьерные возможности в дальнейшем дает частный сектор. Мы привыкли жить и работать в условиях жесткой конкуренции. Хотя конкурировать, например, с госбанками в сфере GR трудно: у них возможностей для взаимодействия с властью больше, а потребностей меньше». Но бизнес всегда стремиться быть в нормальных отношениях с любой властью.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Василия Бегаля