• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Известия – А.Н. Шохин

Глава РСПП Александр Шохин:"Власть перестала бояться говорить, что кризис - всерьез и надолго"

В то время, когда бизнесмены активно тянут руки за госпомощью, глава их профсоюза Александр Шохин высказывает неожиданное мнение, что этот путь глубоко неверен. Все равно оказываемая поддержка по большей части неэффективна. Не кредиты, по его мнению, нужны предпринимателям, а другая помощь - мораторий на увеличение налогов на период кризиса. Об этом, а также о том, закрыт ли вопрос с банком "плохих"активов, по какому сценарию развивается катаклизм и когда он закончится, обозревателю "Известий"рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

вопрос:Президент недавно признал, что меры по поддержке фондового рынка и механизм госгарантий оказались ошибочными. На ваш взгляд, какие еще антикризисные меры можно признать неудачными?

ответ:Механизм поддержки системообразующих предприятий, механизм рефинансирования корпоративной внешней задолженности, на который кинули $50 млрд. Компании сами должны добиваться реструктуризации.

Но то, что ошибки признаются, - хороший знак. Это значит, что власть перестала бояться говорить, что кризис - нестандартное явление, которое всерьез и надолго. Осталось выработать механизм оперативного реагирования и корректировки уже принятых решений. Например, в апреле после выступления премьера Владимира Путина приняли антикризисную программу, которую разрабатывали еще в марте. Предполагалось, что затем будет выработан план действий по реализации этой программы. Но прошло два месяца. Ситуация изменилась, и теперь непонятно, надо ли принимать план действий к уже устаревшей программе. Или нужно реализовывать Бюджетное послание президента и его следует считать последней версией антикризисной программы?

"Надеюсь, что все будет не так плохо"

в:Бюджетное послание оказалось холодным душем. Из него стало понятно, что кризис скоро не закончится. Каков ваш прогноз? Когда мы выйдем из кризиса?

о:Сейчас активно ведутся дискуссии о том, по какому сценарию протекает кризис - L (быстрый спад и затяжная рецессия. - "Известия"), V (резкий спад и резкий подъем. - "Известия"), W (вариант V со второй волной кризиса. - "Известия"). Лично я больше склоняюсь к варианту V, но только с чуть более округлыми формами. То есть надеюсь, что все будет не так плохо. Честно говоря, прогнозы о том, что мы раньше других не выйдем из кризиса, имеют под собой основания. Без восстановления мировой экономики и внешнего спроса российской экономике ожить будет трудно.

Индикатор нашего восстановления - цена на нефть. Вот поднялась она до $60 и выше, так укрепился курс, изменились возможности денежно-кредитной политики. Но это не значит, что нужно успокаиваться. Нужно продолжать вырабатывать эффективные антикризисные действия. Более того, нужна система оценки антикризисных решений и их корректировки. Мы, в свою очередь, видим роль РСПП в том, чтобы публично если не критиковать власть, то предлагать решения, как лучше использовать имеющиеся в распоряжении государства инструменты. Правда, для нас одна из главных задач - добиваться того, чтобы не кредиты и помощь раздавали, а чтобы оставляли деньги в экономике, не допустив повышения налогового бремени. Например, в связи с реформой Единого социального налога (ЕСН) мы требовали снижения НДС или других налогов. Если этого не будет, то только внешний спрос позволит нам восстановиться.

"Пусть вам Кудрин снизит другие налоги"

Индикатор нашего восстановления - цена на нефть. Вот поднялась она до $60 и выше, так укрепился курс, изменились возможности денежно-кредитной политики

в:Судя по высказываниям вашего оппонента в правительстве министра финансов Алексея Кудрина, о снижении НДС можно забыть?

о:Я считаю, что лучше было бы объявить мораторий до окончания кризиса на все налоговые преобразования. Тем не менее повышение налогового бремени произойдет с 1 января 2010 года. А то, что Владимир Путин обещал, ссылаясь, кстати, на позицию РСПП, отсрочку на год с повышением социальных платежей до 2011 года, то эта версия только отчасти правильная. Уже с 2010 года социальные налоги увеличиваются, потому что исчезает регрессия. Эффективная ставка обещает повыситься на несколько процентных пунктов.

Но и в 2011-м кризис вряд ли закончится. Мы говорим о том, что нужно продумать систему компенсаций бизнесу. Но этого Минфин не обещает, и, похоже, при его помощи эта тема будет благополучно закрыта. Знаете, кстати, кто нам больше всего обещает компенсировать потери? Татьяна Алексеевна Голикова (министр здравоохранения и соцразвития. - "Известия"). Она говорит:"Мне не жалко. Пусть вам Кудрин снизит другие налоги, но отдайте мне повышенную ставку по социальным страховым платежам".

в:Пока налоги только снижали. Налог на прибыль, к примеру...

о:Хорошо, снизили налог на прибыль. А толку? Все равно прибыли нет. Я недавно на встрече с премьером предложил:"Владимир Владимирович, давайте восстановим 24% налога на прибыль, но заморозим ЕСН". А он ответил, что я слишком хитрый - хочу отдать то, чего нет (прибыль), а взять компенсацию в виде переноса реформы ЕСН. Но дело не в хитрости. Нам нужна налоговая база.

"Если в 2010 году у нас будет рецессия, то источника для популизма не останется"

в:Минфин понять можно - ему дыру в бюджете латать надо. При этом расходы на соцферу продолжают увеличиваться, и резать их правительство принципиально не хочет. Как думаете, может, стоит покуситься на святое?

о:Снизить дефицит бюджета без жесткой политики в области госрасходов невозможно. В последние годы расходы росли более высокими темпами, чем ВВП. Если эта практика будет продолжена, то с дефицитом нам не справиться. Повышенные соцрасходы ведут к растущим налогам, поэтому если налоги не увеличивать, то придется сокращать расходы по всем направлениям. В условиях кризиса очень высокий популистский настрой сохраняется. Социальные расходы растут высокими темпами.

С одной стороны, это понятно - подушка безопасности была большая. С другой, - если в 2010 году у нас будет рецессия, то источника для такого популизма не останется. Я считаю, что правильно поставлена задача снизить дефицит бюджета до 5% в 2010 году и до 3% в 2011-м, но ее не так просто выполнить. При этом очень важно "резать"расходы не автоматически:установили, что все срезаем на 15%, и так и делаем. Не хватает 15%, давайте попробуем 30% и т.д.

"Банки занимаются решением собственных проблем"

в:Еще одна проблема для бизнеса - недоступность заемных средств, которые слишком дороги. Что в этом направлении делать?

о:Почему высокие ставки? Все кивают на ставку рефинансирования, но по ней Центробанк не кредитует. Он дает деньги по другим инструментам и другим ставкам. Но даже возьмем ставку рефинансирования. Никогда ЦБ не будет ее ориентировать на 10% или однозначную цифру, если инфляция у нас будет 12-13%. Такова наша идеология. Но есть и оборотная сторона - высокие ставки ведут к высоким издержкам и инфляции затрат.

Но дело тут не только в больших ставках. Тромбы везде существуют. Даже на Западе, где ставки стремятся к нулю, банки не кредитуют реальную экономику. Боятся. Потому что не могут давать кредиты компаниям, которые не имеют гарантий сбыта своей продукции. Гарантий же не может быть из-за падения спроса. Поэтому банки занимаются решением собственных проблем, а не кредитованием реального сектора.

в:Несправедливо же, что банкам помогают, а реальному сектору нет.

Но и в 2011-м кризис вряд ли закончится. Мы говорим о том, что нужно продумать систему компенсаций бизнесу. Но этого Минфин не обещает

о:Банки - не только кредиторы, но и платежная система. В 1998 году, помните, у нас платежи остановились, и полгода понадобилось на восстановление системы платежей. Банкам, конечно, помогают, но, на мой взгляд, эта помощь неэффективна, так как не ясна конечная цель - какому количеству банков и по какому принципу помощь будет оказана. В начале года были озвучены такие цифры - всем не поможем, но от 30 до 50 банков могут рассчитывать на поддержку. Но значит ли это, что тысяча с лишним исчезнут?

"Вопрос с "плохим банком"не закрыт"

в:Что вы предлагаете?

о:На встрече с президентом 9 апреля я предложил пойти по пути США и Германии и создать банк "плохих активов". Дмитрий Медведев предложил дождаться, когда США и другие страны прощупают, как работает эта схема, насколько она эффективна. Посмотрим, что будет, когда процент плохих долгов превысит критическую черту - в 20%. Все схемы имеют свои плюсы и минусы. Я бы не стал зацикливаться на одной. Нужно рассмотреть различные предложения. В любом случае я думаю, что вопрос с "плохим банком"не закрыт.

в:Противники создания банка "плохих долгов"приводят аргумент, что слишком высоки коррупционные риски. Они уверяют, что трудно сделать справедливую оценку активов...

о:По их мнению, не существует схемы, позволяющей сделать справедливую оценку актива. Если оценивать по текущему рынку, то они ничего не стоят, поэтому нужно давать справедливую оценку, которая выше рынка, но механизма такого якобы нет. Мы предложили на недавнем заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности пять вариантов решения этой проблемы.

Но сейчас предпочитают схему "ручного управления"- выборочной капитализации банков. Разве тут нет коррупционных рисков? Безусловно, есть. Они к тому же усугубляются рисками, что многие надежные банки не из первой тридцатки по формальным признакам не подойдут в кандидаты на помощь и останутся за бортом.

"Необходимо создавать основу для модернизационного рывка"

в:Сейчас много говорят о том, что в кризис нужно не только спасать экономику, но и думать о завтрашнем дне, занимать ниши, чтобы успеть поучаствовать в переделе сфер влияния в мире...

о:Необходимо создавать основу для модернизационного рывка. Сейчас пока мы должны максимально сохранить конкурентоспособность российских компаний. Когда начнется выход из кризиса, очень важно будет восстановить свои ниши на мировом рынке, а по возможности даже расширить их. Речь должна идти не только о том, чтобы удержаться на плаву и удержать то, что падает, а поддерживать то, что может расти в будущем. Это очень сложная задача.

Как ни печально сознавать, что мы сырьевой придаток, но это, тем не менее, наше конкурентное преимущество. В рамках ТЭКа, сырьевых проектов можно и нужно реализовывать модернизационный сценарий. Коэффициент извлечения полезных ископаемых из недр у нас ниже среднего. Поэтому сейчас остро стоит задача применения технологий, которые позволят максимально извлекать углеводородное сырье. Чтобы растянуть удовольствие и добывать из недр сырье на 10-15 лет дольше, чем прогнозируют сейчас.

Кстати, этому должна способствовать и переориентация на возобновляемые виды энергетики. Не имеем мы права при нынешнем уровне развития в ТЭКе упирать на углеводороды. Их не надо приберегать и резервировать. Надо обладать современными технологиями освоения. Вообще, я бы стратегические месторождения выставлял на конкурс при условии, что при их разработке будут применяться только самые современные технологии. Таким образом, мы могли бы подтолкнуть ТЭК, чтобы он стал локомотивом модернизации. Традиционно считается, что сырьевая отрасль тянет нас назад и никаким образом не вписывается в инновационные сценарии развития. Уверен, что инновации должны быть сконцентрированы и в наших традиционных отраслях, являющихся конкурентным преимуществом. Если там не будет инноваций, то они будут жить островками для демонстрации того, что мы можем это делать "в принципе", но не в массе случаев.

 http://www.izvestia.ru/economic/article3129362/