Чему и как учить сегодня в высшей школе (экономики)?
Поиск ответа на вопрос «Чему и как учить сегодня в высшей школе (экономики)?» собрал 22-24 мая в УЦ Вороново на семинаре академического кадрового резерва Вышки более 120 коллег из разных факультетов и кампусов нашего университета.
Сегодня мы одновременно являемся и свидетелями, и носителями глобальных изменений (в университетском) образовании, ставящих перед нами серию новых актуальных вопросов:
- Чему и как учить студентов Вышки, чтобы ее выпускники, используя «машины», были способны создавать уникальный контент? Что ждут от нас рынки труда и что они могут предложить нашим выпускникам?
- Как, используя мультимодальные подходы, диалог с искусственным интеллектом, умные учебники, VR и другие технологии, сделать обучение эффективным и интересным? Что мы, как преподаватели, уже умеем и чему нам самим надо научиться?
- Как, при новых возможностях «списывания», организовать контроль знаний, сохраняя принципы академической честности? Как это можно делать, работая с большими аудиториями студентов?
- Нужно ли возвращать студентов в аудитории? Что «цепляет» новое поколение студентов и как их вовлечь в решение задач развития науки, индустрии, бизнеса и государственного сектора?
- Какие изменения надо внести в регламенты и какие поддерживающие продукты необходимо создать в помощь преподавателю Вышки?
- Как дать новый импульс к развитию в нашем университете актуальных образовательных практик?
Ключевые выступления, позволившие участникам семинара системно увидеть проблемы и возможности меняющейся «картины» высшего образования, сделали первый проректор Вадим Радаев «Почему студенты уходят из аудиторий (и что с этим делать)?» и проректор Сергей Рощин «Как и для чего должна учить высшая школа (не только экономики)?».
В течение семинара коллеги, под руководством модераторов, работали над вопросами семинара в трех тематических «крыльях»:
- «Зачем студентам и преподавателям ходить в аудитории?» (модератор Анастасия Данилова);
- «Как понять и зафиксировать, что студент достиг образовательного результата?» (модератор Алена Денисова);
- «Искусственный интеллект как феномен: что получает и что теряет образование?» (модератор Ирина Прусова).
В качестве экспертов семинар выступили Анна Коровко, Денис Лазаренко, Мария Лытаева, Оксана Черненко, Елена Воеводина, Екатерина Бушина и Алексей Кулаков.
Значимой частью семинара стала работа академических мастерских, где приглашенные коллеги поделились с участниками семинара инструментами и успешными практиками преподавания:
Татьяна Малофеева «Как избежать новых возможностей «списывания»: от редизайна заданий до апгрейда критериев оценивания»;
Сергей Яголковский «Креативность в преподавании»;
Валерия Конча «Этические аспекты интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс»;
Андрей Дементьев «Преподавание в эпоху искусственного интеллекта»;
Сергей Кузубов «Секреты генеративных моделей для педагогов: новые функции»;
Алина Ляпота и Валерия Левицкая «Бот-консультант по вопросам учебного процесса для преподавателей Вышки»;
Александр Бочаров «Освободите рутину для главного: ИИ берет рутину».
Благодарим коллег за идеи и вопросы, увлечённость и открытость, а экспертов и модераторов за профессионализм, ценные знания, вдохновение и поддержку!
Вела семинар Татьяна Мамбергер.
Команда организаторов семинара: Дарья Меленчук, Татьяна Мамбергер, Анна Коровко, Мария Лытаева, Оксана Черненко, Анастасия Данилова, Елена Воеводина, Юлия Лонщикова и Гульназ Калыкулова.
Центр по работе с группами высокого профессионального потенциала Корпоративной академии НИУ ВШЭ