• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Группа Изучения Когнитивного Контроля, Коммуникации и Восприятия


Одной из центральных тем когнитивной науки является вопрос о роли общих систем (например, внимания и памяти) в приобретении, хранении, и активации абстрактных и конкретных ментальных репрезентаций. С одной стороны, этот вопрос относится к взаимодействию между отдельными репрезентациями и соответствующими им доменами как таковому. С другой стороны, он касается роли механизмов контроля за этими взаимодействиями. На решение этих двух задач и нацелены наши исследования. Разрабатываемые нами экспериментальные парадигмы составлены таким образом, чтобы выявить роль общих (например, внимания) и частных (например, восприятия) систем в формировании абстрактных и конкретных знаний. Мы используем различные теоретические подходы и методы исследований с целью изучения когнитивных процессов, лежащих в основе речевой коммуникации, а также ее нейроанатомического субстрата. Таким образом, в своих исследованиях мы уделяем особое внимание анализу функционального взаимодействия между частными и общими когнитивными системами, а также изучению общих нейрональных сетей, поддерживающих в эти процессы. 
 

Основные направления работы группы:

 
Взаимодействие языка и сознания при формировании предложения
В рамках этого проекта планируется исследование природы взаимодействий языка и сознания и хронометрические характеристики этого взаимодействия; особое внимание уделяется синтаксису и механизмам внимания. Используемые методы исследования включают прайминг, анализ движениий глаз при выполнении задач на порождение речи в системе «визуальный мир» и хронометраж времени реакции. 
 
Исследование нейрональной динамики понимания устной и письменной речи (ЭЭГ, МЭГ)
 
В ходе выполнения работ по этой теме исследуется вопрос о том, какие типы и этапы обработки лингвистической информации в мозге происходят автоматически, а какие находятся под активным контролем со стороны системы внимания. Мы пытаемся выяснить временные масштабы различных линвистических процессов (например, лексических, семантических и синтаксических), а также понять, происходят ли они параллельно, последовательно или каскадным образом.
 
Способы взаимодействия с объектами и механизмы восприятия и памяти
 
Главной задачей этого проекта является анализ поведенческих и когнитивных структур связанных с тем, как мы манипулируем объектами окружающего мира. Ментальные структуры, отвечающие за репрезентацию способов взаимодействия с манипулируемыми объектами имеют многомерную природу, включающую лингвистические, сенсорные и моторные компоненты. В первую очередь нас интересует характер взаимодействия между активациями соответствующих репрезентаций в рабочей памяти и активациями, возникающими при непосредственном восприятии манипулируемых объектов. Особый интерес представляет вопрос взаимодействия между репрезентациями манипулируемых объектов и репрезентациями, в принципе принадлежащими другим доменам знания (например, величина, размер, и т.д.). Для всестороннего исследования данных феноменов используются прайминг, запись движений глаз, замер времени моторной реакции, задачи на восприятие и порождение речи.
 
Мультимодальная нейровизуализация процессов языкового научения с помощью ЭЭГ, МЭГ , МРТ и ТМС 
 
Целью этого проекта является разработка всесторонней теоретической модели механизмов освоения языка. Для этого нами проводятся исследования нейрональных сетей, участвующих в запоминании новых словоформ, их значения и способа их использования в сложных контекстах а также изучается роль механизмов внимания в процессе обучения языку.
 
Речевые нейротехнологии 
 
Этот проект направлен на разработку объективных неинвазивных методов оценки когнитивных функций (например, внимания, лексико-семантический памяти), а также оптимальных протоколов для неинвазивного картирования нейрональной активности, связанной с восприятием и продукцией речи как в норме, так и в патологии (например, при афазии). Мы применяем методы, удобные для использования в клинике и минимизирующие дискомфорт для пациентов, в частности МЭГ, а также фМРТ и ТМС.
 
Материальные основы представлений о языке, величине и числе 

Проект направлен на изучение и картирование взаимоотношнией между концептами величины и числа и предметно-ориентированными системами (например,сенсорными или сенсомоторными). В этих исследованиях используется комбинация ай-трекинга, прайминга, измерения времени реакции, задач на продукцию и понимание речи, а также разнообразные методы нейровизуализации.

ПЕРСОНАЛ:

Старший научный персонал

 
Штыров Юрий Юрьевич, PhDCenter of Functionally Integrative Neuroscience, Aarhus University
Приглашенный профессор, руководитель группы  
Мячиков Андрей Викторович, PhDPsychology Department, Northumbria University
Приглашенный профессор НИУ ВШЭ
Шестакова Анна Николаевна, PhDСтарший научный сотрудник
Директор Центра Нейроэкономики и Когнитивных Исследований
Мартынова Ольга Владимировна, PhDСтарший научный сотрудник
Директор аспирантской школы факультета психологии НИУ ВШЭ
Мартин-Луэнго Беатрис, PhD
Научный сотрудник, CAS fellow

Аспиранты

Походай Михаил Юрьевич, MResСтажер-исследователь, Аспирант, Исследовательский проект: Role of attention in sentence production: beyond visual modality
Кулькова Елена
Стажер-исследователь, Аспирант, Исследовательский проект: Neural Mechanisms of Figurative Language Processing
Максим УлановСтажер-исследователь, Аспирант, Исследовательский проект: Neural mechanisms of the post-stroke aphasia recovery and their induction using non-invasive brain stimulation and constraint-induced aphasia therapy
 



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!