• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Группа изучения когнитивного контроля, коммуникации и восприятия

Штыров Юрий Юрьевич

Ведущий научный сотрудник, Руководитель группы

Мячиков Андрей Викторович

Ведущий научный сотрудник, Руководитель группы

Галло Федерико

Научный сотрудник

Измалкова Анна Игоревна

Научный сотрудник

Малышевская Анастасия Сергеевна

Аспирант, младший научный сотрудник

Алексеева Мария Алексеевна

Аспирант, младший научный сотрудник

Леднева Татьяна Сергеевна

Аспирант, Стажер-исследователь

Терехина Лилия

Аспирант

Гаврилова Елена

Аспирант

Широкова Полина

Аспирант

Нелюбина Мария

Магистр

Карлюкова Алина

Магистр


Одной из центральных тем когнитивной науки является вопрос о роли общих систем (например, внимания и памяти) в приобретении, хранении, и активации абстрактных и конкретных ментальных репрезентаций. С одной стороны, этот вопрос относится к взаимодействию между отдельными репрезентациями и соответствующими им доменами как таковому. С другой стороны, он касается роли механизмов контроля за этими взаимодействиями. На решение этих двух задач и нацелены наши исследования. Разрабатываемые нами экспериментальные парадигмы составлены таким образом, чтобы выявить роль общих (например, внимания) и частных (например, восприятия) систем в формировании абстрактных и конкретных знаний. Мы используем различные теоретические подходы и методы исследований с целью изучения когнитивных процессов, лежащих в основе речевой коммуникации, а также ее нейроанатомического субстрата. Таким образом, в своих исследованиях мы уделяем особое внимание анализу функционального взаимодействия между частными и общими когнитивными системами, а также изучению общих нейрональных сетей, поддерживающих в эти процессы. 

 

Основные направления работы группы

 
Взаимодействие языка и сознания при формировании предложения

В рамках этого направления проводятся исследования природы взаимодействий языка и сознания и хронометрические характеристики этого взаимодействия; особое внимание уделяется синтаксису и механизмам внимания. Используемые методы исследования включают прайминг, анализ движениий глаз при выполнении задач на порождение речи в системе «визуальный мир» и хронометраж времени реакции. 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЙРОНАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПОНИМАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ЭЭГ, МЭГ)

В ходе выполнения работ по этой теме исследуется вопрос о том, какие типы и этапы обработки лингвистической информации в мозге происходят автоматически, а какие находятся под активным контролем со стороны системы внимания. Мы пытаемся выяснить временные масштабы различных линвистических процессов (например, лексических, семантических и синтаксических), а также понять, происходят ли они параллельно, последовательно или каскадным образом.

 

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ И МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ

Главной задачей этого направления является анализ поведенческих и когнитивных структур связанных с тем, как мы манипулируем объектами окружающего мира. Ментальные структуры, отвечающие за репрезентацию способов взаимодействия с манипулируемыми объектами имеют многомерную природу, включающую лингвистические, сенсорные и моторные компоненты. В первую очередь нас интересует характер взаимодействия между активациями соответствующих репрезентаций в рабочей памяти и активациями, возникающими при непосредственном восприятии манипулируемых объектов. Особый интерес представляет вопрос взаимодействия между репрезентациями манипулируемых объектов и репрезентациями, в принципе принадлежащими другим доменам знания (например, величина, размер, и т.д.). Для всестороннего исследования данных феноменов используются прайминг, запись движений глаз, замер времени моторной реакции, задачи на восприятие и порождение речи.

 
МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЯЗЫКОВОГО НАУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЭГ, МЭГ , МРТ И ТМС 

Целью этого направления является разработка всесторонней теоретической модели механизмов освоения языка. Для этого нами проводятся исследования нейрональных сетей, участвующих в запоминании новых словоформ, их значения и способа их использования в сложных контекстах а также изучается роль механизмов внимания в процессе обучения языку.

 

РЕЧЕВЫЕ НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ 

Это направление нацелено на разработку объективных неинвазивных методов оценки когнитивных функций (например, внимания, лексико-семантический памяти), а также оптимальных протоколов для неинвазивного картирования нейрональной активности, связанной с восприятием и продукцией речи как в норме, так и в патологии (например, при афазии). Мы применяем методы, удобные для использования в клинике и минимизирующие дискомфорт для пациентов, в частности МЭГ, а также фМРТ и ТМС.

 

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯЗЫКЕ, ВЕЛИЧИНЕ И ЧИСЛЕ 

Направление изучения и картирования взаимоотношнией между концептами величины и числа и предметно-ориентированными системами (например,сенсорными или сенсомоторными). В исследованиях данного подхода используется комбинация ай-трекинга, прайминга, измерения времени реакции, задач на продукцию и понимание речи, а также разнообразные методы нейровизуализации.

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.