• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елизавета Окорокова, молодой ученый и аспирант, о своем поступлении в аспирантуру в США.

О своем опыте поступления в аспирантуру в США рассказывает Елизавета Окрокова, магистрантка НИУ ВШЭ. Елизавета поступила в University of Chicago, на программу PhD in Computational Neuroscience.

Поступление в хорошую американскую аспирантуру – процесс длительный и кропотливый. Начинать готовиться желательно не менее, чем за полтора года до начала обучения. Причем, чем раньше вы поймете, куда и зачем вы хотите попасть, тем выше ваши шансы действительно там оказаться.

Процесс подачи документов во все места примерно одинаковый. Помимо экзаменов, которые неизбежно придется сдать (GRE и TOEFL/IELTS), университет требует подтверждение ваших оценок (transcripts), резюме (CV), список ваших публикаций, две-три рекомендации и мотивационное письмо.  Все документы загружаются в онлайн систему, за исключением транскриптов с оценками, которые нужно прислать по почте (а иногда, и это делается онлайн).

Дэдлайны почти на все программы приходятся на ноябрь-декабрь. Отбор проходит долго и  в несколько этапов. Сначала комитет проверяет на адекватность ваши документы и оценки за экзамены. Именно поэтому очень важно получить высокие баллы на GRE и во время обучения в бакалавриате/магистратуре – это ваш первый билет к успеху, без которого ваши шансы поступить, практически близки к нулю. Далее просматривается ваше мотивационное письмо и рекомендации, а так же опыт работы в выбранной вами сфере. Если вы впечатлили комиссию, то вас приглашают на серию интервью (по скайпу, а, иногда, и в самом университете). Интервью обычно проходят с января по март, а финальное решение высылается не позднее середины апреля.

Я бы не сказала, что есть какой-то один определяющий фактор, способный открыть для вас двери в аспирантуру. Обычно, это комбинация удачи, сильного портфолио и крепких нервов. Если вы подаете в топ-20 (или даже топ-50) вузов в Америке, куда конкурс иногда достигает 30-40 человек на место, вам неизбежно придется столкнуться с отказами, написанными в самой раздражающей форме «Вы прекрасны, но не для нас». Для примера, отказ из MIT (случайно или нет?) я получила в свой день рождения. Если бы к тому моменту у меня уже не было два других отличных варианта, я не уверена, что смогла бы в полной мере оценить подобную шутку.

Выбирая из двух вариантов, я остановилась на университете Чикаго. Зимой, мне удалось побывать в самом университете, лично познакомиться с сотрудниками департамента, посмотреть лаборатории, и даже посетить пару лекций. Ключевым фактором в пользу Чикаго, думаю, была сама программа, на которую мне удалось поступить (PhD in Computational Neuroscience), сочетающая в себе предметы по нейробиологи и математике.  В первый год обучения студенты могут пройти до 3 лабораторных ротаций и попробовать себя в совершенно разных областях, от клеточной нейробиологии до теоретического моделирования.  Одна из лабораторий, в которой я, вероятно, буду проходить ротацию, занимается очень близкими мне исследованиями – интерфейсами мозг-компьютер и нейропротеззированием (Bensmaia Lab).  Так же я бы хотела попробовать заняться оптогенетикой, для которой так же есть все условия в стенах у. Чикаго.

Своим успехом в поступлении я, безусловна, обязана Вышке, которая была мне вторым домом последние 6 лет (бакалавриат МИЭФ + магистратура «Когнитивные Науки и технологии»). В Вышке я нашла правильных людей, способных создать ту атмосферу, в которой тебе комфортно учиться и развиваться, в которой, даже будучи студентом, ты понимаешь, что от тебя тоже многое зависит.

Еще в бакалавриате мне привили трудолюбие и любовь к науке (особенно мои научные руководители, Алексей Белянин и Игорь Гончаренко). Из меня не вырастили экономиста, но дали понять, что  нет ничего невозможного, если очень этого захотеть и постараться.

В магистратуре я получила свой второй шанс – шанс изучать то, что нравится и делать это качественно и со смыслом.

Встать на ноги и найти свою сферу интересов мне, безусловно, помог мой научный руководитель Алексей Осадчий, научивший меня почти всему, что я на данный момент умею. Хороший научный руководитель - это не только тот, кто готов вовремя заставить учиться и работать, но и тот, кто вдохновляет и мотивирует, и на кого ты всецело хочешь быть похож, как в научном плане, так и с точки зрения человеческих качеств. Алексей поддерживал меня на протяжении всего  периода поступления, и я безумно благодарна ему за его искреннее участие, терпение и полезные советы.

Так же хотелось бы сказать спасибо сотрудникам Центра Нейроэкономики и Когнитивных исследований, которые за два года совершили, казалось бы, невозможное – создали действительно отличные условия для изучения нейронаук в стенах Высшей Школы Экономики.

Всем, кто планирует поступать в аспирантуру США в следующем году, я желаю большой удачи, крепких нервов и умения идти до конца и не сдаваться. Уверенна, у вас все получится!