Аннотация курса В.К. Кантора «Европейская и русская литература в философском контексте» Доктора философских наук, ординарного профессора Данный курс является авторским курсом и основан на теоретических разработках преподавателя, его публикациях в центральной научной печати (книгах и статьях), также лекциях и чтении студентами первоисточников – как собственно художественных произведений, так и классических трудов, их комментирующих. Одна из задач курса - привить студентам умение работать самостоятельно над текстами художественной литературы, что несомненно увеличивает интеллектуальный кругозор и повышает их способность интуитивно-аналитического восприятия мира. Такая по сути дела практическая работа должна способствовать развитию творческих способностей слушателей. Если исходить из философского представления, что мир есть текст, то умение читать, видеть этот текст – одна из важнейших задач в воспитании будущего философа. Курс поможет воспитанию специалиста, который будет реально представлять, какие проблемы стоят и стояли перед философией в процессе освоения ею культурного пространства. В результате изучения курса обучаемые должны знать о тесной связи русской и мировой литературы, философские ходы в основных великих художественно-философских произведениях, основные понятия философско- художественного анализа, работы выдающихся философов, занимавшихся проблемами художественной литературы. уметь читать текст, уметь его анализировать, видеть неслучайность слов в великих произведениях, учиться видеть философское сцепление сюжетных линий, взаимосвязь эпизодов, применять в дальнейшей работе свои знания. ознакомиться с текстами мировой художественной литературы и их философской трактовкой в трудах отечественных и зарубежных мыслителей. Поскольку курс является авторским, то базового учебника по данной дисциплине пока не существует. Курс основан на лекциях преподавателя, анализирующего знаменитые в мировых литературе произведения. Практически по каждой лекции существуют статьи автора, опубликованные в центральных российских журналах по философии и литературе («Вопросы философии», «Вопросы литературы»). Вместе с тем составитель курса предполагает со временем предложить учебник по данной проблематике, который в доступной форме давал бы общие понятия и ориентацию в огромном массиве художественной литературы для всех студентов, интересующихся философией. В процессе факультатива рассматриваются великие произведения мировой словесности, несущие в себе философские проблемы, начиная с библейской «Книги Иова» и «Пира» Платона, и далее – «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира», «Фауст» Гете, роман Гофмана «Крошка Цахес», роман Бальзака «»Отец Горио» в контексте романа Достоевского «Преступление и наказание», романы «Бесы», роман Камю «Чума», роман Замятина «Мы», романы и притчи Франца Кафки (в контексте трактовок его текстов Вальтером Беньямином и Ханной Арендт) и т.д. Как пример могу рассказать о контексте шекспировского Гамлета. Это тексты выдающегося мыслителя Эразма Роттердамского (цитаты из его текстов буквально пронизывают шекспировскую трагедию), это понимание того, что Гамлет приезжает на родину из немецкого Виттенберга, города Лютера, это скрытые параллели с идеями великого итальянца Пико дела Мирандолы и т.д. Итоги, как правило подводились, писанием эссе и экзаменом (зачетом с оценкой). Многие студенческие работы, написанные в рамках этого курса, были впоследствии опубликованы в сборниках и студенческом альманахе «Философические письма». Рекомендуются также и теоретические работы по данной проблематике. 1. Ауэрбах Эрих. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.:-СПб.: Университетская книга, 2000. 2. Ауэрбах Эрих. Данте – поэт земного мира. М.: РОССПЭН, 2004. 3. Манн Томас, Гете и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма // Манн Томас, Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 9. М.: Худ. лит. 1960. 4. Элиот Томас. Избранное: Религия, культура, литература. Т.1 и 2. М. РОССПЭН, 2004. (Серия «Книга света») – 752 с. 5. Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. М.: РОССПЭН, 2005, 2013. 6. Кантор А.К. «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского. Очерки. М.: РОССПЭН, 2010. - 422 с. (Серия «Российские Пропилеи»). 7. Кантор В.К. «Срубленное древо жизни». Судьба Николая Чернышевского. М.- СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (интернет). 9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского 10. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. 11. Вильмонт Н.Н. Великие спутники. Литературные этюды. М.: Советский писатель, 1966. 12. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999. 13. Жеребин Алексей. От Виланда до Кафки.Очерки по истории немецкой литературы. СПб.: изд-во Н.И. Новикова, 2012. – 480 с. 14. Арендт Ханна. Скрытая традиция. М.: Текст, 2008. – 221 с. 15. Мережковский Д.С. Вечные спутники (любое издание). 16. Михайлов А.В. Роман и стиль // Михайлов А.В. Языки культуры М.: Языки русской культуры», 1997. С. 404-472. 17. Ортега-и-Гассет Хосе. Мысли о романе // Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство. 1991. С. 260-296. 18. Пинский Л.Е. Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ, 2002. С. 149-232. 19. Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтических идей. М.: РОССПЭН, 2007. 20. Эккерман Иоганн Петер. Разговоры с Гете (любое издание) 21. Эпштейн Михаил. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Эпштейн Михаил. Знак_пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 541-592. 22. Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб.: AXIOMA, 1996/ И т.д.