Гусейнов Г.Ч. Болтунова Е.М. Культурно-исторические механизмы памяти: текст, образ, звук Курс Маголего Аннотация Курс направлен на изучение механизмов и социальных практик культурно- исторической памяти, которые были востребованы в России и сопредельных странах в течение трех столетий (с раннего нового по настоящее время), то есть, например, применительно к России, существовали (актуализировались или маргинализировались) в рамках имперского, советского и/или постсоветского дискурсов. Предполагается рассмотреть вместе со студентами как теоретические основания истории памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман, А. Ассман и др.), так и практическую реализацию установок на поддержание памяти, а также ее отрицание, забвение и табуирование. Планируется изучать как текстуальные (от художественных литературы до мемуаристики и документальной прозы), так и визуальные источники (от живописи до фотографии и хроникальной съемки), а также исследовать взаимодействие между ними. Особый круг материалов к изучению составят историографические тексты. В курсе будет уделено особое место транснациональной и имагологической перспективе (иноязычная и инокультурная меморация, инструменты забвения и вирулентность плюсквамперфектных интеллектуально-мемориальных конструкций, восстанавливаемых на чужих языках и реимпортируемых в "метрополии" с "периферий"). Междисциплинарный характер курса позволит сочетать филологические методы пристального аналитического чтения текстов с методами анализа визуальности, работы с большими массивами оцифрованных данных. Предполагается также практическая работа студентов в рамках международного англоязычного онлайн-проекта "История классической филологии в биографических траекториях ученых"). Примерные темы занятий на 2016-2017 гг.: • История памяти: Исследовательские подходы и практики; • Коллективная и индивидуальная память, ее социальные и временные границы; • Места памяти и практики коммеморации; • Язык как коммеморативная структура и формы ее фиксации; • Концепция исторического опыта; • Звуковая память; • Документальная литература в образовательных проектах; • Особенности работы с мемуарными текстами; • Исторический опыт и стратегии выстраивания биографии; • Автобиографический текст: особенности, подходы к изучению; • Политическая память: институты, художественная и религиозная практики; • Текстуальное и визуальное в изучении истории памяти; • Автопортрет как автобиография; • История филологической и исторической наук в биографиях их деятелей; • Сетевые международные коммеморативные проекты.