Аннотация дисциплины «Теория поколений для бизнеса, политики, общества» Трудоемкость курса: 114 часа, 3 кредита Темп современной жизни ускоряется, технологии, социальная и политическая среда постоянно меняются. В этих условиях смена поколений происходит небывалыми темпами. Мы уже не можем сводить разницу между поколениями только к возрастным различиям и пытаться управлять населением страны, потребителями или персоналом организации в соответствии с теми же лекалами, что и 20 лет назад. Постоянно меняющаяся среда делает каждое новое поколение уникальным, и сейчас самое время научиться видеть в особой, поколенческой оптике. Разработано множество концепций, теорий и подходов к пониманию межпоколенной проблематики, созданы конкретные инструменты, позволяющие работать с информацией о поколениях и делать прогнозы. Данный курс позволит студентам практически любого профиля научиться подключать к своим исследованиям и проектам знания о поколениях – фактор, который невозможно игнорировать там, где хотя бы в какой-то мере задействован человек. Цель курса - научить студентов пользоваться поколенческим инструментарием, применять знания об особенностях разных поколений для составления государственной, корпоративной, маркетинговой политики: для социодемографического анализа населения страны, персонала организации, потребителей продукта. Практические задания направлены на формирование навыков поиска поколенческих маркеров в медийном пространстве (соцсетях, блогах, новостных лентах), в научной, художественной, публицистической литературе, в художественных и документальных фильмах, сериалах, массовой культуре. В соответствии с ведущим интересом и получаемым образованием будет предложено разделиться на три группы (политики, бизнесмены, исследователи) каждой из которых будут даваться собственные задания. Диверсификация практических заданий, но совместное обсуждение результатов позволит каждому целенаправленно изучать именно то, что интересно, но при этом обретать междисциплинарные знания, расширяющие кругозор и углубляющие видение своего проекта. Основные темы: 1. Понятие «поколение» и подходы к работе с ним в разных дисциплинах. 2. Обзор качественных и количественных методов анализа данных о поколениях. 3. Учет различий в поколениях в государственной сфере: социальная, демографическая, здравоохранительная, фискальная и другие концепции и политики. 4. Поколенческий подход в бизнесе: маркетинг и реклама, управление персоналом. 5. Изучение общества с помощью поколенческой оптики: экономика, социология, психология, демография, политология, культурология, антропология. Результирующая оценка по дисциплине формируется из следующих компонентов: оценка за экзамен (40%) и оценка по результатам текущего контроля (60%). В рамках текущего контроля оценивается работа на семинарах, результаты выполнения контрольной работы и домашней работы. Литература 1. Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 31–42. 2. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42–49. 3. Егоров В.К. История есть смена поколений: Преемственность поколений в условиях социалистического строительства: проблемы теории и практики. Молодая гвардия, 1986. 256 с. 4. Коровииына Н.В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения. 2002. Т. 58. № 2. 5. Кочетов В. Эстафета поколений. Молодая гвардия, 1979. 258 с. 6. Левада Ю.А. Поколения ХХ века: возможности исследования. М.: Новое издательство, 2005. С. 39–60. 7. Лисовский В. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях (Размышление социолога о преемственности поколений) // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 11–116. 8. Магун В.С., Энговатов М.В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. М. 2004. Т. 4. № 72. С. 71–74. 9. Митрофанова Е. С. Использование прикладных аспектов Теории поколений при формировании социальной, корпоративной и государственной политики // Демоскоп Weekly. 2009. № 381 – 382. 10. Науэн М. С. 2006. Метод когортного анализа в социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 9 №. 3. С. 137–144. 11. Никитенко В.В. Демографический анализ поколений. Москва: Статистика, 1979. 12. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / под ред. Ю. Левада, Т. Шанин. Новое литературное обозрение, 2005. 328 с. 13. Семенова В.В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение» в социологии // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / Ред. Ю. А. Левада, Т. М. Шанин. М.: Новое Литературное обозрение, 2005. С. 80–107. 14. Смирнова Т.В. Старшее поколение: нереализованные ресурсы // Общественные науки и современность. 2008. № 4. С. 38–45. 15. Улицкий Я.С. Демографическое понятие поколения // Ученые записки по демографической статистике АН СССР. Т. С-1 М.: Гос. стат. изд-во. 1959 г. 16. Arber S. The myth of generational conflict the family and state in ageing societies. London; New York: Routledge, 2000. 17. Bommier A. и др. Who wins and who loses? Public transfer accounts for US generations born 1850 to 2090: National Bureau of Economic Research, 2004. 18. Braungart R.G., Braungart, Margaret M. Life course and generational politics. Lanham: University Press of America, 1993. 19. Carstensen B. Age-period-cohort models for the Lexis diagram // Statistics in Medicine. 2007. Т. 26. № 15. С. 3018–3045. 20. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure // Transaction Publishers, 1956. 482 с. 21. Eisenstadt S.N. Generations, Sociology of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences: Elsevier, 2001. С. 6055–6061. 22. Hanan M. Tomorrow’s Competition. The Next Generation of Growth Strategies. New York: American Management Association, 1991. 184 с. 23. Howe N., Strauss W. The new generation gap // Atlantic. 1992. № 6. С. 67. 24. Kavita Pandit. Cohort and Period Effects in U.S. Migration: How Demographic and Economic Cycles Influence the Migration Schedule. 25. Keiding N. Age-period-cohort analysis in the 1870s: Diagrams, stereograms, and the basic differential equation // Canadian Journal of Statistics. 2011. Т. 39. № 3. С. 405–420. 26. Kertzer D. Generation as a Sociological Problem // Annual Review of Sociology. 1983. № 9. С. 125-149. 27. Lamb S. Generation in Anthropology // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences: Elsevier, 2001. С. 6043–6046. 28. Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. London: Routledge and Kagan. 1952. С. 286-323. 29. Mishler W., Rose R. Generation, age, and time: The dynamics of political learning during Russia’s transformation // American Journal of Political Science. 2007. Т. 51. № 4. С. 822–834. 30. Moen P., Erickson M.A. Linked Lives: A Transgenerational Approach to Resilience // The Life Course Reader. 2009. 31. Parment A. Generation Y in consumer and labour markets. New York: Routledge, 2012. 32. Pirus C. Constructing a Cohort: Experience with the French Elfe Project // Population (english edition). 2011. Т. 65. № 4. С. 543–574. 33. Pirus C., Leridon H. Large child cohort studies across the world // Population (english edition). 2011. Т. 65. № 4. С. 575–629. 34. Ryder, N.B. The Cohort as a Concept in the Study of Social Change // American Sociological Review 1965. Vol. 30. No. 6. P. 843–861. 35. Vincent J.A. The Succession Of Generations: Psychology Press, 2003. 36. Yang Y., Fu W.J., Land K.C. A Methodological Comparison of Age-Period- Cohort Models: The Intrinsic Estimator and Conventional Generalized Linear Models // Sociological methodology. 2004. Т. 34. № 1. С. 75–110.