• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Sociodemographic and behavioral factors of pre-obesity and obesity among adult Russians

Churilova E., Rodina O.

Population and Economics. 2024. Vol. 8. No. 1. P. 97-114.

Глава в книге
Здоровье как компонент человеческого потенциала - роль системы здравоохранения и других факторов в поддержании здоровья

Селезнева Е. В., Потапчик Е. Г., Сажина С. В. и др.

В кн.: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований. М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. Гл. 1.7. С. 113-142.

Препринт
Доступность медицинской помощи в пандемию COVID-19 для населения России старшего возраста

Селезнева Е. В., Шарепина Е. А., Карева Д. Е.

Научный дайджест НЦМУ. 0000. НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, 2023. № 12 (29).

Глобальные демографические проблемы

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Абылкаликов Салават Иргалиевич

Абылкаликов Салават Иргалиевич

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об особенностях мирового демографического развития, их взаимосвязи с региональными экономическими, культурными, историческими, географическими и другими факторами. В рамках курса рассматривается система ключевых демографических показателей, позволяющих детально анализировать и проводить корректное сопоставление характеристик населения различных стран и регионов мира. Задачей курса является также овладение ознакомление студентов с основными источниками данных о населении отдельных территорий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины "Глобальные демографические проблемы" студент должен: знать область изменения основных демографических показателей в различных регионах мира, особенности их динамики и их социально-экономических детерминанты; уметь правильно оценивать демографические тенденции и их взаимосвязь с социально-экономическим развитием; понимать и интерпретировать межстрановые различия демографических показателей; оценивать социально-демографическую ситуацию в стране, регионе мира и мире в целом, представлять перспективы изменения ключевых индикаторов демографического развития; иметь навыки поиска и обработки статистических данных о населении в наиболее надежных и точных источниках, получить опыт ведения содержательных дебатов на тему особенностей регионального демографического развития, формулировки целей и задач национальных программ семейной и демографической политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать роль демографических сдвигов в динамике численности населения
  • Владеть информацией о системе наук в области населения
  • Демонстрирует понимание взаимосвязи демографического перехода обострения глобальных проблем человечества
  • Имеет необходимые представления о концепции человеческого развития
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в регионах и странах, а также в целом в мире
  • Понимает значение законодательства и программ регулирования международной миграции для успешности демографической политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в науки о населении. Источники демографических данных
  • Демографический переход
  • Глобальные последствия демографического перехода.
  • Демографические прогнозы.
  • Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах мира.
  • Демографическая и миграционная политика
  • Концепции человеческого развития. Деятельность международных организаций в области человеческого развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее письменное задание
  • неблокирующий Мини-контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.35 * Мини-контрольные работы + 0.4 * Экзамен + 0.25 * Домашнее письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вишневский А. Г. Время демографических перемен: избр. ст. / А.Г. Вишневский. - Москва : ВШЭ, 2015. - 517 с. - ISBN 978-5-7598-1264-7. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/352936/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Вишневский А.Г. Демографическая история и демографическая теория / А.Г. Вишневский. - Москва : ВШЭ, 2019. - 366 с. - ISBN 978-5-7598-1706-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362025/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • Демография и статистика населения : учебник для вузов, Елисеева, И. И., 2006
  • Под ред. Елисеевой И.И., Клупта М.А. - ДЕМОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 405с. - ISBN: 978-5-534-00355-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/demografiya-i-statistika-naseleniya-450089