• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Large Russian Cities and Their Suburbs as Centers of Attraction for Internal Migrants

Mkrtchyan N. V., Gilmanov R. I.

Regional Research of Russia. 2024. Vol. 14. No. 1. P. 14-24.

Глава в книге
Здоровье как компонент человеческого потенциала - роль системы здравоохранения и других факторов в поддержании здоровья

Селезнева Е. В., Потапчик Е. Г., Сажина С. В. и др.

В кн.: Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований. М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. Гл. 1.7. С. 113-142.

Препринт
Доступность медицинской помощи в пандемию COVID-19 для населения России старшего возраста

Селезнева Е. В., Шарепина Е. А., Карева Д. Е.

Научный дайджест НЦМУ. 0000. НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, 2023. № 12 (29).

Методы демографического анализа и прогноза

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
12
Кредиты

Авторы программы

Денисенко Михаил Борисович

Денисенко Михаил Борисович
Калмыкова Наталья Михайловна

Калмыкова Наталья Михайловна
Харькова Татьяна Леонидовна

Харькова Татьяна Леонидовна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Абылкаликов Салават Иргалиевич

Абылкаликов Салават Иргалиевич

Козлов Владимир Александрович

Козлов Владимир Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе представлены принципы и методы демографического анализа населения. Учебная задача курса состоит в том, чтобы научить студентов применять на практике основные методы анализа демографических событий (рождений, смертей, вступления в брак) с учетом доступных данных, научить критическому подходу к использованию данных и выбору гипотез, а также показать особенности анализа специфических процессов (рождаемость, смертность, брачность) и воспроизводства в целом. Вводятся понятия «демографические событие», «демографические процессы», «демографические структуры», «демографическое поведение». Изучаются свойства и особенности использования уравнения демографического баланса, подходы к оценки скорости и структуры демографического роста. В курсе детально изучаются фундаментальные принципы и специфика продольного и поперечного анализа демографических процессов. Представлена система демографических показателей с подробной характеристикой их аналитических возможностей. Студентам предстоит познакомиться с общими принципами анализа возрастно-половой структуры населения, а также овладеть разнообразными методами стандартизации демографических коэффициентов. Большое внимание уделяется изучению метода демографических таблиц. Студенты также познакомятся с базовыми моделями воспроизводства населения и основами демографического прогнозирования. Студенты познакомятся с принципами организации переписей населения, текущего учета демографических событий и миграции в разных странах мира, а также с историей их становления в России. Особое внимание будет уделено определению точности собранной информации и методам оценок ошибок переписей и текущего учета. В ходе освоения материала курса студентам предстоит решить большое количество задач, содержание большинства из которых основано на реальной демографической статистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Методы демографического анализа и прогноза» является фундаментом учебного плана магистерской программы «Демография». Главные цели ее освоения заключаются в том, чтобы дать студентам систематизированное представление о современных подходах, принципах и методах сбора демографической информации, анализа демографических процессов и структур, о базовых моделях воспроизводства населения, о методах построения прогноза численности и возрастно-полового состава населения. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • принципы организации и характеристики источников получения демографической информации; • основные подходы к оценке качества демографической информации; • основные принципы проведения продольного и поперечного анализа; • основные методы анализа рождаемости, брачности, смертности, демографических структур, воспроизводства населения в целом. • принципы построения и параметры моделей воспроизводства населения; • основные методы прогнозирования возрастно-половой структуры и численности населения, разработки прогностических сценариев процессов рождаемости, смертности и миграции; уметь: • пользоваться источниками получения демографической информации и оценивать ее качество; • рассчитывать демографические показатели; • оценивать влияние демографических процессов на демографические структуры, воспроизводства населения в целом; • строить многовариантный демографический прогноз; • использовать демографические методы для анализа других социальных процессов. владеть: • понятийным аппаратом, применяемым в демографическом анализе; • навыками проведения оценки демографической ситуации в стране и в регионе; • навыками по организации переписей населения и выборочных демографических обследований; • навыками оформления и представления результатов деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
  • Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
  • Демонстрирует понимание календаря демографических процессов и суммарных коэффициентов.
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц.
  • Демонстрирует понимание ограничений в использовании стандартизованных показателей.
  • Демонстрирует понимание различных моделей, применяемых в анализе смертности.
  • Знает основные особенности и ограничения в использовании переписной статистики
  • Знает основные особенности и ограничения в использовании статистики выборочных обследований
  • Знает основные особенности и ограничения в использовании статистики текущего учета
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета населения
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета населения
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований, регистров населения и ведомственной информацией.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели поперечного анализа
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели продольного анализа
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения
  • Анализирует ошибки прошлых прогнозов
  • Демонстрирует понимание альтернативных подходов к прогнозированию возрастно-полового состава
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц при анализе брачности и разводимости
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц при анализе рождаемости
  • Демонстрирует понимание метода таблиц смертности, основных функций в таблице и связей между ними
  • Демонстрирует понимание метода условного поколения и его различия с методом реальных поколений.
  • Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости, а также их современные тенденции развития.
  • Знает методы построения демографических таблиц множественного выбытия.
  • Знает методы построения таблиц смертности, в т.ч. для реального и условного поколений.
  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Знает основные методы стандартизации демографических коэффициентов
  • Знает основные модели, применяемые в демографическом анализе рождаемости.
  • Знает основные показатели, характеризующие брачность и разводимость населения, правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие интенсивность демографических процессов и вероятность наступления демографических событий и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие международную и внутреннюю миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
  • Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные принципы когортного анализа
  • Имеет необходимые представления о задачах и месте демографического анализа в системе наук о населении.
  • Имеет необходимые представления опродольном и поперечном анализе.
  • Имеет представление о модели стабильного населения и ее свойствах .
  • Имеет представление о принципах проведения и содержании программ переписей населения
  • Имеет представление о современных методах построения прогнозов населения.
  • Имеет представление о целях, отличительных особенностях и области применения выборочных социально-демографических обследований
  • Имеет представление об опыте демографического прогнозирования разными организациями и структурами
  • Имеет представление об организации текущего учета естественного движения населения в мире и в России
  • Имеет представление об особенностях компонентов демографического роста
  • Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции, влиянии на рынок труда.
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
  • Умеет пользоваться основными моделями, характеризующими демографический рост.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Умеет пользоваться результатами нормативных (целевые) прогнозов
  • Умеет пользоваться результатами переписей населения в России и других странах мира
  • Умеет применять демографическую сетку и правильно локализует демографические события.
  • Умеет применять метод декомпозиции и оценивать эффект устранения отдельных причин смерти на продолжительность жизни.
  • Умеет применять уравнение демографического баланса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в демографический анализ
  • Возраст и время в демографии
  • Вероятности и коэффициенты
  • Принципы когортного анализа
  • Метод условного поколения
  • Возрастно-половой состав населения
  • Стандартизация демографических показателей
  • Система данных о населении
  • Переписи населения как основной источник получения информации о населении
  • Текущий учет демографических событий
  • Выборочные социально-демографические обследования
  • Современные системы сбора демографической информации в развитых и развивающихся странах
  • Таблицы смертности
  • Методы анализа и модели смертности
  • Таблицы смертности по причинам смерти
  • Демографический анализ брачности и разводимости
  • Методы анализа рождаемости
  • Демографические модели рождаемости
  • Демографический анализ миграции
  • Меры воспроизводства населения
  • Демографический рост
  • Модели воспроизводства населения
  • Демографические прогнозы
  • Подходы к разработке прогностических сценариев
  • Развитие методов демографического прогнозирования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Правила проведения экзамена по дисциплине в условиях введенного в университете режима самоизоляции: В условиях введенного в университете режима самоизоляции экзамен проводится на платформе ZOOM (zoom.us), ссылка на подключение будет выслана студентам на групповую почту или иным способом не позднее чем за сутки до экзамена. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до назначенного времени для того, чтобы провести проверку и настройки подключения. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие стационарного компьютера или ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Для участия в экзамене студент обязан: пройти идентификацию личности (предъявить паспорт), подключить камеру и микрофон, показать рабочий стол (черновики, калькулятор) и комнату, далее - все время находиться в кадре по пояс. Во время экзамена студенту предоставляется возможность случайным образом получить билет, затем не менее 10 минут дается на подготовку к ответу. Во время устного ответа экзаменаторами будут задаваться дополнительные вопросы по темам билета. Во время экзамена студент должен следовать указаниям помощника экзаменатора и экзаменаторов. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру и микрофон, покидать кадр, использовать вспомогательные материалы, пользоваться интернетом, социальными сетями, а также помощью третьих лиц, пользоваться мобильным телефоном, списывать. Во время экзамена студентам разрешено: использовать черновик для записи ответа, а также использовать калькулятор (физический, не на ноутбуке/компьютере). В случае кратковременного нарушения связи студент может продолжить экзамен после ликвидации проблемы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается технический сбой продолжительностью менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря связи длительностью более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене и направляется на пересдачу. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Контрольная работа + 0.27 * Домашнее задание + 0.33 * Аудиторная работа
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Аудиторная работа + 0.18 * Контрольная работа + 0.12 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Population of Russia: demographic results 2013.A brief report ; Население России: демографические итоги 2013 года. Краткий доклад. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41BCB771
  • Rees, P. H., Clarke, M., & Stillwell, J. C. H. (2010). Population Dynamics and Projection Methods. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=372159
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. Демографическое Обозрение, (1), 64. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • Вишневский, А. (1999). Демографическая Модернизация России И Ее Противоречия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E47AA94B
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник / В.М. Медков. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 332 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/907. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1037625
  • Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2003
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
  • Демография и статистика населения : учебник для вузов, Елисеева, И. И., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Courgeau, D. (2011). Population Dynamics and Projection Methods. Population (00324663), 66(3/4), 767–770. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=77897864
  • Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
  • Вишневский, А. (1999). Население России В Хх Веке. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15766929
  • Развитие населения и демографическая политика. Памяти А. Я. Кваши [Электронный ресурс] : сборник статей / под ред. М.Б. Денисенко, В.В. Елизарова; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2014. - 56 с. - («Демографические исследования». Вып. 25). - ISBN 978-5-392-18115-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/534113
  • Соботка, Т., & Лутц, В. (2011). Коэффициент Суммарной Рождаемости Дает Политикам Дезориентирующие Сигналы: Не Следует Ли Отказаться От Использования Этого Показателя? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DE216D
  • Харькова, Т. Л., Никитина, С. Ю., & Андреев, Е. М. (2017). Зависимость Продолжительности Жизни От Уровня Образования В России. Voprosy Statistiki, (8), 61–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=125066919