• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 3, к. 403.

Проезд: м. Курская, Китай-город Схема проезда

Телефон: (495)772-95-90 *11810, 11824

E-mail: nzhuleva@hse.ru; mvinnik@hse.ru

Присутственные часы преподавателей

Руководство
Заведующий кафедрой Денисенко Михаил Борисович
Глава в книге
6. Тенденции смертности и продолжительности жизни в России в 1990-2020 гг.

Андреев Е. М., Кваша Е. А., Харькова Т. Л. и др.

В кн.: Население России 2019: двадцать седьмой ежегодный демографический доклад. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. Гл. 6. С. 191-275.

Препринт
Evolution of Sex Gap in Life Expectancy Across High-Income Countries: Universal Patterns and Country-Specific Attributes

Vergeles M.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 98/SOC/2021.

Демографическая история и демографические теории

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Демографическая история и демографическая теория» для студентов образовательной программы «Демография» нацелен на то, чтобы студенты усвоили основные факторы демографической истории человечества и выработать у них концептуальное видение демографического развития как исторического процесса. В рамках учебной дисциплины будут рассмотрены основные этапы становления современных теоретических представлений об основных закономерностях демографического развития в разные периоды человеческой истории. В ходе курса студенты знакомятся с тем, как, с появлением человеческого общества, на смену биологическим механизмам, регулирующим численность популяций и поддержание экологического равновесия в природе, приходят новые, социальные механизмы, способные поддерживать социальный аналог экологического равновесия – демографическое равновесие и регулировать численность человеческих популяций. По мере того, как историческое развитие расширяет carrying capacity среды, изменяются и эти механизмы, становясь все более совершенными и эффективными. В курсе будут рассмотрены основные особенности возобновления поколений и миграций древнейших донеолитических населений, исторический переворот, связанный с неолитической революцией, особенности воспроизводства населения и миграции в постнеолитических аграрных обществах, включая допромышленную Европу. Особое внимание уделяется современному демографическому переходу, особенностям становления современного типа воспроизводства населения , его характерным чертам, социальным, экономическим, культурным, политическим последствия в разных странах мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • усвоение студентами основных фактов демографической истории человечества;
  • • выработка у студентов концептуального видения демографического развития как исторического процесса;
  • • освоение современных теоретических представлений об основных закономерностях этого развития на разных этапах истории, формирование их демографического мировоззрения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает исторические типы воспроизводства и понимает смысл этой категории
  • Знает общие закономерности функционирования демографической подсистемы общества и историческую эволюцию этих закономерностей.
  • Знает периодизацию демографической истории в контексте мировой истории
  • Знает причины и предпосылки демографической модернизации России.
  • Может охарактеризовать демографические вызовы, с которыми столкнется Россия в ближайшие десятилетия
  • Понимает механизмы регулирования численности популяций в природе.
  • Понимает противоречия российской демографической модернизации и ее незавершенность.
  • Понимает различие биологических и социальных регуляторов динамики численности населения.
  • Умеет интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • • Знает и понимает теории демографического перехода и второго демографического перехода
  • • Знает и понимает теорию миграционного перехода, его детерминанты и последствия
  • • Знает историю создания теории демографической революции и понимает ее смысл
  • • Знает о причинах нарушения глобального демографического равновесия и о его последствиях.
  • • Знает основные источники информации о миграциях в разные эпохи.
  • • Знает основные источники информации о рождаемости, а также показатели, характеризующие рождаемость населения, и правильно их интерпретирует.
  • • Знает основные источники информации о смертности в разные эпохи, а также показатели, характеризующие смертность населения, и правильно их истолковывает.
  • • Имеет представление о прогнозе населения мира.
  • • Имеет представление о факторах смертности и причинах смерти. .
  • • Имеет представление об исторических типах рождаемости, видах демографического поведения, влияющих на рождаемость.
  • • Имеет представления о видах, факторах миграции и ее роли в историческом развитии.
  • • Понимает закономерности исторической эволюции рождаемости и брачности, а также тенденции их развития.
  • • Понимает перспективы завершения демографического взрыва.
  • • Понимает роль миграции как регулятора численности населения
  • • Понимает смысл исторической эволюции смертности, исторических типов и исторических моделей смертности. Знает теорию эпидемиологического перехода. Понимает особенности современной российской модели смертности
  • • Понимает смысл современного типа воспроизводства населения и его исторические преимущества
  • • Понимает трудности, связанные с утверждением этого типа воспроизводства в разных странах
  • • Умеет интерпретировать динамику смертности и ее детерминанты в разные исторические периоды
  • • Умеет применять теории демографической революции для анализа и прогноза демографической ситуации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Регулирование численности популяций в природе
  • Раздел 2. Воспроизводство населения и его исторические типы
  • Раздел 3. История смертности
  • Раздел 4. История рождаемости
  • Раздел 5. История миграций
  • Раздел 6. Демографическая революция и современный тип воспроизводства населения
  • Раздел 7. Демография глобализованного мира
  • Раздел 8. Демографическая модернизация России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по демографической истории
  • неблокирующий Устный экзамен
    Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: О результирующая (1) = О экзамен (0,4)+О накопленная (0,6) Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на программе. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу. Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу не учитываются.
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Эссе по демографическим теориям
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка складывается из составных частей: "Работа в аудитории" - 20%, "Эссе по демографической теории" - 20%, "Эссе по демографической истории" -20%, "Устный экзамен" - 40%.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Balbo, N., Billari, F. C., & Mills, M. (2012). Fertility in Advanced Societies: A Review of Research: La fécondité dans les sociétés avancées: un examen des recherches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58F9D247
  • Caldwell, J. (2015). Demographic theory: A long view. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F24F149
  • Caldwell, J. C., & Caldwell, B. (2006). Demographic Transition Theory. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=212870
  • Omran, A. R. (2001). The epidemiologic transition. A theory of the Epidemiology of population change. 1971. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2382A6A
  • Ronald Lee. (1987). Population dynamics of humans and other animals. Demography, (4), 443. https://doi.org/10.2307/2061385
  • Sergei Zakharov. (2008). Russian Federation: From the first to second demographic transition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AF318F73
  • Terris, M. (1976). The epidemiologic revolution, national health insurance and the role of health departments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4BAD8455
  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006
  • Россия и мир. Новая эпоха : 12 лет, которые могут все изменить, Бордачев, Т. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Acsádi, G. T. F. (2000). The Population of Europe: A History (Book). Population & Development Review, 26(4), 831–833. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4125082
  • Ansley J. Coale. (1984). The Demographic Transition. The Pakistan Development Review, (4), 531. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.pid.journl.v23y1984i4p531.552
  • Coleman, D. (2010). Migration and its consequences in 21st century Europe. Vienna Yearbook of Population Research|Vienna Yearbook of Population Research 2009 2009. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7A270268
  • Dirk J. Van De Kaa. (2010). Universal history and population change. Demográfia English Edition, (5), 5. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.nki.journl.v53y2010i5p5.20
  • Grigoriev, P., Shkolnikov, V., Andreev, E., Jasilionis, D., Jdanov, D., Meslé, F., & Vallin, J. (2010). Mortality in Belarus, Lithuania, and Russia: Divergence in Recent Trends and Possible Explanations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.33D4A068
  • Murray, C. J. ., & Lopez, A. D. (1996). Evidence-based health policy——lessons from the Global Burden of Disease Study. Science, 274(5288), 740. https://doi.org/10.1126/science.274.5288.740
  • Tomáš Sobotka. (2008). Overview Chapter 6: The diverse faces of the Second Demographic Transition in Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EDF27FC
  • United Nations. (2004). World Population to 2300. New York: United Nations Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125206
  • van de Kaa, D. J. (1993). European migration at the end of history. European Review, (01), 87. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v1y1993i01p87.108.00
  • Van De Kaa, D. J. (1999). The past of Europe’s demographic future. European Review, (04), 529. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v7y1999i04p529.550.00