Мигранты из стран СНГ все чаще возвращаются на родину
Заработки приезжих существенно сократились из-за девальвации рубля и снижения спроса.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Большинство мигрантов из стран СНГ по-прежнему ищут работу в России, несмотря на экономический кризис и снижение доходов. В то же время, за последние пару лет выросла доля тех, кто решил вернуться на родину. Также все больше людей приезжает на заработки на короткий срок — до трех месяцев, выяснили Никита Мкртчян и Юлия Флоринская.
Исследователи провели 35 экспертных интервью со специалистами по миграции* и шесть фокус-групп с работодателями, нанимающими иностранцев, а также взяли 40 глубинных интервью с мигрантами. Опросы** проводились в пяти крупных городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Результаты работы изложены в докладе «Работодатели и трудовые мигранты: взаимодействие на фоне кризиса».
Результаты исследования представлены
на XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ
Работы стало меньше
В России, по оценкам экспертов, работают около 9 млн мигрантов из стран СНГ. Из них лишь 3,8 млн человек въехали в страну, указав целью пребывания «работу по найму».
© Pixabay, Vertax
В кризис зарплаты всех работников снизились. Это вынудило мигрантов выбрать одну из трех стратегий поведения.
Большинство приезжих приняли решение остаться работать в России, поскольку доходы здесь все равно выше, чем на родине.
«Заработки стали меньше, конечно», — признает мигрант из Узбекистана в Санкт-Петербурге.
«В прошлом и позапрошлом годах было очень много работы. И мы выбирали, какая нам удобнее. Сейчас работы очень мало. Работаем за половину суммы, цену снижаем», — вторит его соотечественник в Новосибирске.
«Там, дома, что делать? Работы нет. Все равно приедешь», — говорит уроженец Киргизии в Екатеринбурге.
«…Все равно все стремятся сюда. Здесь лучше, чем у нас», — считает мигрант из Узбекистана во Владивостоке.
Часть работников из стран СНГ, не видя смысла в низких заработках, возвращаются на родину.
«Невыгодно стало», — поясняет уроженец Таджикистана в Екатеринбурге.
Его соотечественница в Новосибирске рассказывает: «У меня знакомые из Узбекистана в прошлом году уехали, в этом не приехали. Из Таджикистана меньше [работников] стало процентов на тридцать».
Третья группа мигрантов уезжает с надеждой вернуться. Они рассчитывают переждать какое-то время, а потом снова отправиться в Россию, — вдруг в следующий раз с работой и зарплатой повезет больше. Как правило, они въезжают в РФ на три месяца, работают тут, а следующие три месяца проводят на родине. Тем самым они не нарушают сроков пребывания в РФ (90 дней в течение каждого полугодия).
В кризис 2008-2009 годов мигранты выбирали похожие стратегии. Хотя доля уезжающих сейчас, вероятно, выше, говорят авторы работы. Тогда, по опросу исследователей из Центра «Шарк» (Таджикистан), лишь 3,8% таджикских мигрантов сразу же после потери работы решили вернуться домой. Сейчас число работающих выходцев из Таджикистана сократилось как минимум на 10-15% по сравнению с показателями 2014 года.
Легализация упростилась, но подорожала
В 2015 году в России изменилось миграционное законодательство. Приезжающих на заработки из безвизовых стран обязали получать патенты для работы не только у физических, но и у юридических лиц. Это облегчило доступ иностранцев на российский рынок труда, считают и работодатели, и сами приезжие.
В то же время, стоимость легализации возросла.
Стоимость патента в каждом регионе разная, в среднем в 2017 году он стоит 3-5 тысяч рублей в месяц, но в ряде областей Сибири и на Дальнем Востоке иностранцу придется заплатить до 8 тысяч рублей. В Москве — 4200 рублей в месяц.
В результате, вкупе с девальвацией рубля и сокращением предложения на рынке труда, патентная система вызвала снижение доли легализованных мигрантов, пишут исследователи. По данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, в прошлом году разрешения на работу оформили 133,2 тысячи иностранцев против 177,1 тысяч в позапрошлом году (они выдаются только иностранцам из визовых стран). Патенты на работу в РФ в прошлом году получили 1,49 млн человек, а годом ранее их было на 290 тысяч больше.
У мигрантов три подхода к легализации:
- покупают патент, ежемесячно оплачивают его, то есть находятся в стране на законных основаниях. При этом многие трудятся без официальных договоров с работодателями;
- нелегалы живут в России без выезда и работают без оформления. Среди них много тех, кому въезд в РФ закрыт за нарушение режима пребывания;
- «полунелегалы» работают без патента и договора, но соблюдают режим пребывания. Они въезжают на три разрешенных месяца, затем уезжают и следующие три месяца проводят на родине. Так они избегают закрытия въезда в Россию. Эта практика становится все более распространенной.
Бизнес экономит
Большинство иностранцев, как показала фокус-группа, официально на работе не оформлены. Многие получают «серую» зарплату.
«Устроен неофициально, в строительстве, — говорит мигрант из Азербайджана в Москве. — Получаю все наличными в конверте». «Вбелую идет 60% [зарплаты], остальное в конверте», — замечает уроженец Молдавии в столице.
Работодатели не заключают с мигрантами официальные договоры, поскольку хотят избежать лишних расходов.
«Менеджер сказал, что если трудовой договор делать, то надо платить налог, — рассказывает уроженка Киргизии в Новосибирске. — Так и не сделали трудовой договор. Мы хотим официально [оформиться], но они [работодатели] не хотят».
«Мы у главного бухгалтера узнавали, можно ли сделать официально, и она сказала, что за каждого 12 тысяч придется платить, — говорит выходец из Таджикистана в Москве. — Если вы за свой счет оплачиваете, я составлю договор на услуги».
Часть зарплаты «в конверте» получают даже те мигранты, которые въехали в Россию ради «работы по найму» — с разрешительными документами, договорами с работодателями и пр.
Стратегии поведения мигрантов на рынке труда отчасти объясняются изменившейся в последние годы политикой работодателей, считают эксперты.
Раньше официальному оформлению «мешали маленькие квоты и невозможность получить разрешение на работу иностранцам». А теперь против оформления «голосуют» сами работодатели, которые хотят сократить издержки в период кризиса.
Тем не менее, немало компаний нанимают мигрантов официально. Возможно, благодаря изменениям в миграционном законодательстве таких фирм стало больше, особенно среди крупных организаций. Иностранцы приходят в такие компании уже с готовыми патентами. «В связи с тем, что сейчас процедура стала проще, то мигрантов с патентами стало больше, — говорит предприниматель из Екатеринбурга. — У работодателя есть выбор, легально взять, с патентом или нет».
Нередко легальный и нелегальный наем в фирмах сосуществуют. Квалифицированными работниками дорожат и оформляют по закону. «А если это более "низкие" специалисты, то это либо гражданский, либо вообще устный [договор], — говорит работодатель из Новосибирска. — …Просто так удобнее… Он, в принципе, работает, но его как бы нет».
Конкуренции с россиянами по-прежнему нет
Хотя в новых условиях потребности рынка труда сократились, обострения «соперничества» между российскими и иностранными работниками нет. Наоборот, из-за роста налогов на иностранных работников и удорожания их легализации работодатели охотно заменили бы их на россиян, отмечают исследователи. Но этому мешают объективные обстоятельства. Так, россияне, по утверждению экспертов, не хотят заниматься неквалифицированным трудом.
*Ученые беседовали с людьми, принимающими решения в области миграции, с представителями НКО, работающими с выходцами из стран СНГ, и с исследователями миграции.
**Проект осуществлен Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
См. также:
Взаимопониманию москвичей и мигрантов мешают мифы
Женщины отдают мигрантам работу по дому
Ради заработка мигранты жертвуют своими правами
Рынку труда не нужны образованные мигранты
«Мигрантам нужно помочь в деле интеграции»