• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка прощается с Анатолием Вишневским

О своем руководителе вспоминает замдиректора Института демографии Михаил Денисенко

Вышка прощается с Анатолием Вишневским

В пятницу 15 января ушел из жизни Анатолий Вишневский. Директор Института демографии НИУ ВШЭ скончался от последствий коронавируса на 86-м году жизни. Замдиректора Института демографии Михаил Денисенко вспоминает о нем. 

Анатолий Григорьевич Вишневский олицетворяет собой эпоху в истории отечественной и мировой демографической науки. Эпоху энциклопедических знаний, смелых теоретических обобщений, умения работать в условиях ограниченной информации, веры в большую общественную значимость демографии.

Для правительственных и международных организаций он был ведущим экспертом, для широкой общественности — просветителем, для литературоведов — писателем, для демографов — гуру, помимо того он был экономистом, историком, социологом, философом, мыслителем. Для сотрудников нашего института он был всем. Каждый имел с ним свою неразрывную душевную и духовную связь, проблемы каждого он пропускал через свое сердце.

В моей научной жизни Анатолий Григорьевич, безусловно, человек самый значимый. Первый раз я увидел его, будучи студентом — в 1981 году он читал на экономическом факультете лекцию по разработанной им теории демографического перехода. Лекция и лектор поразили нас с однокурсниками до глубины души: огромное количество разнообразной информации, логические конструкции между фактами, глубокие знания демографии, истории, экономики, многообразие источников на разных языках. И при этом — интеллигентная манера, уважительное отношение  к аудитории, тонкий юмор. Удивительным для того времени было, что лектор находился не над нами — «на кафедре», а среди нас.

Его лекция оставила глубокий след в моем сознании. Анатолий Вишневский показал, каким должен быть демограф — знать досконально свой предмет, быть в курсе того, что происходит в смежных науках, отвечать за свои слова. Его книгу «Воспроизводство населения и общество», которая вышла в 1982 и была квинтэссенцией его докторской диссертации, я прочитал на одном дыхании. Тогда он стал для меня окончательно и навсегда идеалом ученого, а книга до сих пор остается лучшей и любимой из всех работ по населению. Собственно, в русле ее идей я как ученый нахожусь до сих пор. Тогда же я просто мечтал в будущем быть с ним рядом и работать под его началом. 

Лично с Анатолием Григорьевичем я познакомился в 1988 году совсем не по демографическому поводу. Он работал в Академии наук, а в МГУ, где я был аспирантом, проводились мероприятия по выборам, кажется, в Верховный Совет СССР. Анатолий Григорьевич был сильно захвачен событиями перестроечного времени. Как я сейчас знаю, многое из того, что он предвидел — сбылось. Но главное, он никогда не чурался общественной жизни. Анатолий Григорьевич всегда находился в ее центре, круг его друзей и знакомых был очень интересным: Татьяна Заславская, Сергей Капица, Игорь Кон, Юрий Левада, список можно долго продолжать. 

В 1990-е гг. Анатолий Григорьевич возглавлял Центр демографии и экологии человека в Институте Народнохозяйственного прогнозирования Академии наук. Демографическая наука в тот непростой период институционально и содержательно сохранилась во многом благодаря деятельности этого Центра и его руководителя. Это был Центр мирового уровня, в котором работали выдающиеся специалисты — Евгений Андреев, Сергей Васин, Жанна Зайончковская, Сергей Захаров, Владимир Школьников, Татьяна Харькова, и другие. Именного на его базе в 2007 году в НИУ ВШЭ был создан Институт демографии. В НИУ ВШЭ были созданы идеальные условиях для формирования крупнейшего научно-образовательного центра по демографии с кафедрой и многочисленными студентами, аспирантами, а сфера приложений демографических знаний заметно расширилась. Еще один талант Анатолия Григорьевича — талант организатора — раскрылся здесь в полной мере. 

С Анатолием Григорьевич я стал работать с момента создания Института демографии. Моя мечта реализовалась спустя почти четверть века.

Находиться с ним рядом было истинным счастьем: он буквально заряжал воздух энергией научного поиска, интеллектом и жизнелюбием. Никакого равнодушия к жизни. Глубокие знания позволяли ему мыслить концептуально и понимать происходящее в обществе. Мы с коллегами спорили с ним, он не чурался этих споров, поддерживал их. При этом был деликатен, терпелив и немного ироничен. Это был ученый очень широких интересов, личность космического масштаба. Научная любознательность сочеталась с необычайным литературным талантом. Поэтому его статьи интересно написаны, а романы — «Перехваченные письма» и «Жизнеописание Петра Степановича К.М.», высоко оцененные критикой, являются детальными памятниками той эпохи, о которой в них идет речь.

Всю жизнь, вплоть до своих 85-ти, по работоспособности Анатолий Григорьевич мог дать фору любому молодому человеку. Он успевал делать одновременно немыслимое количество дел: руководить институтом, вести серьезные научные исследования, каждый день писал: книги и научные статьи, занимался публицистикой и выступал на радио и телевидении, проводил экспертизу государственных документов и разрабатывал рекомендации в области социальной политики, работал в международных проектах с Фондом ООН по народонаселению, Юнеско, Европейским Союзом по народонаселению, читал лекции в Москве, во Франции (у него был идеальный французский), в Германии. Во Франции он получил орден Академических пальм — его дают за большой вклад в научную и образовательную деятельность. Его имя открывало двери молодым исследователям из бывшего Советского Союза в международные организации и зарубежные университеты. Он был одним из немногих русскоязычных демографов, которых знали за пределами СССР.

И при всех этих регалиях он был очень ответственным человеком. Где бы он ни выступал — всегда готовился, для него одинаково значимыми были выступления и в правительственных учреждениях, и на телевидении, и перед студентами. Очень любил студентов. Когда заболел в декабре ковидом, сильно переживал, что не успел принять экзамен. Врачи говорили, что приветы от студентов прибавляли ему энергии. Последнюю свою лекцию он прочитал в декабре 2020 года для слушателей из стран СНГ в рамках сотрудничества НИУ ВШЭ и Фонда ООН по народонаселению. 

Анатолий Григорьевич относился к тому типу ученых-энциклопедистов, практически исчезнувшему сегодня, которые действительно, по-настоящему меняют мир. Его основные идеи и подход к изучению социальных явлений, как мне кажется, сформировались, в 70-е годы. Они опережали время. И всю жизнь, невзирая на моду и политические пертурбации, он был верен им, но детали корректировал с учетом происходящих в мире изменений. Это была позиция независимо мыслящего, свободного от влияния моды человека.

Сегодня с уверенностью могу сказать, что он один из главных основателей и идеологов российской демографической школы. Анатолий Григорьевич сформулировал постулат о том, что население является самовозобновляющейся подсистемой общества, а демографические процессы автономны и развиваются по своим собственным законам. Демографические изменения он рассматривал как важнейший фактор развития общества. Одним из первых он начал писать о проблемах, к которым общественное мнение и политики обратились с опозданием. Это проблемы демографического старения, природы низкой рождаемости, глобальных изменений в демографическом развитии и миграционных процессах, изменений, происходящих в семье, возможностей и пределов управления демографическими процессами, межпоколенческих взаимодействий, последствий демографических изменений для экономического развития и пр.

Он одним из первых указал, что главная демографическая проблема — это низкая по современным стандартам продолжительность жизни, и главным направлением демографической политики должно стать сохранение жизни и здоровья населения. Без решения этой проблемы трудно реализовать многие экономические программы (например, повысить пенсионный возраст).

Демография — наука о человеке, поэтому Анатолий Григорьевич полагал, что знание основ демографии необходимо всем. Отсюда берет начало его просветительская деятельность. В 2001 году он создал фантастически интересный и один из самых популярных в России и за ее пределами интернет-журналов Демоскоп-Weekly. По охвату и представительности материала это издание отражает глубокую личность своего основателя. Анатолий Григорьевич очень ответственно подходил к этому издательскому проекту: он лично редактировал все, вплоть до последнего декабрьского номера прошлого года. Для профессионалов в 2014 г. он создал научный журнал «Демографическое обозрение», который сразу стал ведущим демографическим изданием в России и быстро входит в число наиболее авторитетных демографических изданий в мире. В последнем номере за 2020 год была опубликована его статья «Эпидемиологический переход и его интерпретация», посвященная важнейшей, по его мнению, теме – продлению жизни людей.

Анатолий Григорьевич любил жизнь, он бесконечно любил свою семью, которая всегда была его надежей и опорой, свою работу, которая была смыслом его жизни, своих коллег, в которых он видел и соратников, и почти родных людей, своих студентов, которым надо отдавать все по максимуму, он хотел, чтобы в стране жизнь становилась лучше, и отдавал этому все свои силы. Он прожил счастливую, плодотворную и долгую, по демографическим меркам жизнь — но смириться с его уходом очень трудно. Только что мы вместе строили планы, было столько задумок. В 2020 году Анатолий Григорьевич не смог отметить с размахом, как это обычно делалось, свое 85-летие. Празднование перенесли на 2021 год. Еще в пятницу утром врачи, близкие и друзья верили в его выздоровление, а вечером его не стало. Невосполнимая утрата для родных, для коллег, для науки, для страны. Глубокие соболезнования жене Марине Ивановне, детям Татьяне Анатольевне и Александру Анатольевичу и внукам Анатолия Григорьевича. 

Скорбим и помним...