• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя Школа-2021 факультета социальных наук для поступающих в магистратуру по направлению "Социология"

COVID-19 внёс изменения и в формат проведения зимней школы факультета социальных наук для поступающих в магистратуру НИУ ВШЭ. Ставший традиционным выезд в Вороново заменили вечерние встречи в формате Zoom-конференции: 45 участников со всей России на протяжении 2-х недель знакомились с 6 магистерскими программами по направлению "Социология" и в том числе - магистерской программой "Демография".

Зимняя Школа-2021 факультета социальных наук для поступающих в магистратуру по направлению "Социология"

В течение первой недели каждый вечер проходили "дни открытых дверей" образовательных программ. В четверг состоялось представление программы "Демография".

Академический руководитель Лилия Борисовна Карачурина рассказала о том, что изучает наука демография, почему в Америке перестали быть популярными большие индейки, каков поло-специализиционный состав студентов ОП Демография, какие курсы изучают студенты и кем идут работать выпускники.

Научный консультант Международной организации по миграции Европейской экономической комиссии ООН и выпускница программы - Анна Прохорова - провела воркшоп, во время которого рассказала о том, как пришла в демографию из филологии через работу в НКО, оказывающим помощь мигрантам. Обучаясь в магистратуре, первой в России применила методологию индекса MIPEX для России. Ныне занимается исследованиями денежных переводов трудовых мигрантов и исследованиями диаспоры. Анна поделилась многочисленными ссылками, в числе которых - на вышедший накануне третий том Migration and Social Protection in Europe and Beyond с главой, написанной Анной, по российской диаспорной политике.

Далее две студентки программы Гюзель Орлова (1 курс), Айзиля Мулюкова (2 курс) рассказали про причины выбора программы, свои впечатления от нее (Гюзель закончила ГМУ НИУ ВШЭ, Айзиля - журфак БашГУ), чем сейчас занимаются и в чем видят для себя интересности и плюсы. Закончилась встреча демографическим квизом от преподавателей магистратуры Салавата Иргалиевича Абылкаликова и Валерия Валерьевича Юмагузина.

Темой второй недели стали тематические выступления по мотивам выполняемых курсовых работ и магистерских диссертаций студентами и аспирантами программ. В рамках "демографического" четверга выступили студенты 2 курса:
·      Артур Петросян "Демографические особенности развития городских агломераций в России";
·      Анна Васюнина "Разводы в послевоенной Москве по материалам судебной коллегии по гражданским делам";
·      Ирина Зарубина "Динамика перинатальной смертности и ее связь с вводом перинатальных центров в регионах России";
·      и аспирантка первого курса Альфия Ляпина "Положение беженцев-черкесов из Сирии в Республике Адыгея в 2012-2019 гг.".
По результатам выступлений была небольшая дискуссия.

В течение всей второй недели участники школы работали над групповыми проектами под руководством аспирантов факультета социальных наук. Всего на выбор было представлено 7 проектов, 2 из них по демографии:
·      "Как повлияла пандемия COVID-19 на интенсивность демографических событий: предварительные оценки" под руководством Екатерины Андреевой;
·      "Россия будущего: прогнозы численности и состава населения России от ООН и Росстата" под руководством Марины Вергелес.

В проектные группы по демографии вошли участники с бэкграундом: юристы, социологи, культурологи и др. Демография - дисциплина широкая, а большинство демографических исследований носит междисплинарный характер, поэтому каждый из участников смог привнести в проект что-то особенное, показать себя с сильной стороны. За совсем короткий промежуток времени будущие абитуриенты смогли взглянуть на многие проблемы глазами демографа, несмотря на то, что у многих никогда в жизни не было даже курса по демографии, а полноценного бакалавриата по демографии вообще не существует.

Участники проектных групп смогли поработать с базами данных Росстата и ООН, проанализировать публикации в СМИ и научных журналах, самостоятельно построить и проанализировать десятки графиков. Работа в небольших группах позволила создать дружелюбную атмосферу, в которой можно было открыто делиться своим мнением и на равных общаться с куратором. Итогом недельной работы стала презентация отличных исследовательских проектов, которые были высоко оценены коллегами.
Андреева Екатерина
Вергелес Марина